АРМИЯ

Бутилин был алеманским нобилем, сумевшим заслужить доверие сюзеренов франков (последние доминировали в регионе со времен усиления при Хлодвиге I [481— 511 гг.]. — Прим. пер.). Он понимал, что есть шанс занять вакантный трон готов, став,скажем, королем—ставленником Тео-дебальда. По всей видимости, у него имелся значительный военный опыт — как-никак он не пренебрег укреплением лагеря, и именно он устроил засаду на герулов около Фано. Греческий историк Агафий утверждает, что германская армия насчитывала 30 ООО чел,, однако представляется, что в действительности численность ее достигала 20 000 или даже 15 000 чел. Такой вывод позволяет сделать построение — глубокое в центре и с широко раскинутыми флангами, которое «покрывало» фронт римской пехоты численностью от 10 000 до 12 000 воинов. Агафий определяет эту армию как франкскую, что верно лишь отчасти. Ядро ее составляли алеманы, германское племя, не столь романизированное, как властвовавшие в Галлии франки; алеманы имели куда меньше конницы, чем могли бы выставить франки. Агафий дает подробное описание вооружения неприятеля: «Боевое снаряжение их не отличается особой затейливостью и не требует большого искусства оружейников для поддержания его в порядке... Они не признают защищающих тело броней или поножей, многие бьются даже без шлемов, хотя некоторые и надевают их, Они обнажены по пояс как со стороны груди, так и со спины, ходят в полотняных или кожаных штанах. Не в ходу у них и конница — ее мало, если вообще есть, — сражаются в пешем строю искусно, ибо они народ привычный к тому образу действий в бою. Луки со стрелами или пращи они не жалуют и ими не пользуются. Секиры и анго (апдо) — вот их обычное оружие. Анго представляет собой копье средней длины, которое можно использовать для метания или колоть им в рукопашной схватке. У таких копий длинные наконечники... и тьсльная часть древка тоже металлическая. Ближе к концам — по бокам кривые шипы. Приближаясь к врагу, «франк» бросает в него свое анго. Если оно втыкается в тело, вытащить его непросто, раненный им воин выбывает из строя. Если же анго пробьет щит, то остается в нем и болтается, мешая пользоваться щитом, тогда как длинный железный наконечник не дает возможности легко обрубить древко. Увидев такое (замешательство противника. — Прим. пер,), франк хватается за анго и вырывает у противника щит, а потом приканчивает врага либо секирой, либо другим копьем».
Описание довольно точное. Другой хронист, Прокопий (т.е. Прокопий Кесарий-ский, автор в том числе и хроники о войне с готами, еще до Италии и уже в ней служивший в штабе Велизария. — Прим. пер.), говорил о том, что франки метали в неприятеля секиры, раскалывая ими щиты, однако современные исследования позволяют сделать вывод, что топор все же обычно приберегали для нанесения им решающих ударов. Нет никаких упоминаний относительно характера алеманеких войск, наличия у них кавалерии, однако можно с уверенностью предположить, что небольшой конный отряд все же имелся. Конники, вероятно, спешились и влились в строй обычных пеших воинов, подбадривая их своим присутствием. Франки в Галлии определенно располагали лучниками, однако, даже если в описываемом случае они у германцев были, избранное развертывание не оставляло простора для их применения.
Нарзесу, которому привьюсь возглавить войска в Италии, перевалило уже, судя по всему, за 60. Будучи евнухом, он являлся гражданским лицом и служил при дворе, однако отличался многими дарованиями и пользовался доверием Юстиниана. Веро ятно, причина назначения отчасти в том, что, несмотря ни на какие победы, Нарзес не мог претендовать на престол и, следовательно, представлять угрозу для императора. Агафий, описывая архистратига, говорит о нем как о че ловеке «роста малого и чрезвычайно худом, которого вместе с тем отличали невероятные храбрость и отвага», Многоплеменная ар мия Нарзеса представляла собой испытанное и закаленное войско, что вполне типично для византийских войск того периода. Она включала в себя византийскую конницу, вооружению частью метательными копьями, частью луками и частью длинными копьями, которыми всадники орудовали двумя руками. Входили в нее также формирования тяжеловооруженной византийской пехоты, воины которой, антесигнани (аЫе&гдпат) > облачались в кавалерийские доспехи, состоявшие из длинных кольчуг, и имели большие щиты с выпуклым конусообразным основанием. В отряды пехоты включались, по всей видимости, и лучники, но существовали и сп ециали з и рованные час -ти лучников, метателей дротиков и пращни -ков. В качестве вспомогательных сил Нарзес располагал яростными в бою германскими конниками герулами (которые у него под Таджине сражались спешенными), гуннами, служившими императору персами и готами под началом Алигерна. (Непокорных лангобардов Нарзес счел источником слишком большого беспокойства и отослал их по домам после победы над Тотилой.)

Битва

Интересные статьи

Четвертый крестовый поход. Константинополь - 1203-1204 гг
Христиане Четвертого крестового похода, результатом которого стали два штурма Константинополя, в 1203 г. и 1204 г., и образование Франкской Гомании (Латинской империи), передвигались на венецианских кораблях в сопровождении 50 венецианских же галер. Именно в первую очередь благодаря судам, крестоносцам удалось овладеть великим христианским городом. Французские вожаки крестоносного воинства заключили договор с Венецией, которая обязалась предоставить средства транспортировки и провизию, однако лидеры просчитались, и им удалось собрать вместо предполагаемых 30 000 чел. втрое меньшее войско.
читать статью


Болгария
Oтношение большинства русских людей к Болгарии — особое и имеет глубокиe корни. Кто-то, еще во времена нашей вечной дружбы, хорошо провел отпуск в Албене или на Золотых Песках. Другие предпочитали курить «Родопи» и «Шипку», а не дрянные «Памир» или «Дымок», Не забудем также «Плиску», «Сълнчев бряг» и прочие маленькие радости отечественной интеллигенции.
читать статью
Великие войны Великих Владык
До восшествия на престол в своей обычной не царской жизни Никифор Геник занимал пост логофета геникона, т.е. министра финансов. Квалифицированный специалист и умный человек, он и на троне продолжал успешно заниматься знакомым делом, совершенствуя кредитно-налоговый механизм и пополняя казну, опустошенную предшественниками. Однако император это прежде всего, полководец, Но талантом военачальника Никифор 1, увы, не обладал, А врагов у Ромейского царства всегда хватало.
читать статью