МОИСЕЕВ Игорь Александрович      МОИСЕЕВ Игорь Александрович [р. 8 (21) января 1906, Киев], российский танцовщик и балетмейстер. Народный артист СССР (1953). Герой Социалистического Труда (1976). Ленинская премия (1967). Государственная премия СССР (1942, 1947, 1952, 1985). Государственная премия России (1995).
      В 1924 окончил Московское хореографическое училище (педагог А. А. Горский). В 1924-39 в Большом театре. Исполнял партии: Иосиф («Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко), Футболист («Футболист» В. А. Оранского), Мато («Саламбо» А. Ф. Арендса) и др. Поставил балеты: «Футболист» В. А. Оранского (1930, совместно с Л. А. Лащилиным), «Тщетная предосторожность» П. Гертеля (1930, совместно с А. М. Мессерером и Лащилиным), «Три толстяка» Оранского (1935), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1958; первая постановка в Большом театре). Ставил танцы в операх: «Турандот» Дж. Пуччини (1930), «Демон» А. Г. Рубинштейна (1932), «Кармен» Ж. Бизе (1936) и др. В своих балетмейстерских работах Моисеев стремился к непрерывности драматургического развития действия, выраженного средствами классической и народной хореографии. Его балеты отличались театральностью формы, остротой сюжета, выразительностью танцевального языка.
      В 1937 Моисеев создал Ансамбль народного танца СССР, равного которому нет в мире: с тех пор он его бессменный руководитель и постановщик всех программ. Этот ансамбль (с самого начала неофициально зовущийся «моисеевским») стал новаторским явлением в истории мировой хореографической культуры, новым видом танцевально-сценического искусства, основанного на слиянии самобытности народного творчества с академической основой танца. Моисеев поставил разнообразные по жанру фольклорные циклы: «Картинки прошлого» (1937), «Колхозная улица» (1938), «Морская сюита» (1943), сюита «Жок» (1949), «Партизаны» (1950), «Хитрый Мокану» (1952), «Метелица» (1965), «Дорога к танцу», «Скоморохи» (оба 1970), «Половецкие пляски», «Праздник труда» (оба 1978), «На катке» (1980), «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского (1984), «Таверна» (1986), «По странам мира» (1960-89), цикл зарубежных танцев (1960-91; 30 номеров), «Греческая сюита» на музыку М. Теодоракиса (1991), «Еврейская сюита» (1994) и др. Моисеев владеет глубочайшим знанием хореографической лексики, обладает богатой фантазией и изобретательностью в сочинении ярких пластических характеристик персонажей. В своих постановках он является не только хореографом, но и режиссером, и драматургом.
      В 1966 организовал хореографический концертный ансамбль «Молодой балет» (ныне — Государственный театр балета под руководством Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева), которым руководил до 1970. Творчеству Моисеева посвящены документальный фильм «Вечное движение» («Perpetuum mobile», 1967), телефильм «Балет Игоря Моисеева» (1982). Моисеев — автор книги «Я вспоминаю... Гастроль длиною в жизнь» (1996), а также ряда статей по вопросам танцевального искусства. Почетный член Академии танца в Париже (1953). В 1994 в Москве был проведен Фестиваль музыки и танца в честь Моисеева.

статья Е.П. Белова из "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия"



   назад