←  Артефакты

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Старинные крестьянские приспособления.

Фотография Ученый Ученый 18.12 2022

Стан, кросна или став

 

СТАН (КРОСНА, СТАВ) - ткацкий станок. В русских деревнях для изготовления тканей применяли горизонтальный ткацкий стан. Его конструкция была довольно сложна. Основу стана составляли две деревянные станины — рамы, поставленные параллельно на некотором расстоянии друг от друга. К ним крепили два навоя, набелки с бердом, ниты с подножками.

 

Навои представляли собой деревянные валы с цилиндрическим утолщением на одном конце. Навой, называвшийся пряжным, соединял станины в их передней части. Другой — полотняный — располагался в задней части станин. Навои служили для натягивания нитей основы будущей ткани. Одним концом основа закреплялась на пряжном навое и наматывалась на него во всю свою длину. Другим концом закреплялась на полотняном навое, на который по мере изготовления наматывалась готовая ткань. Бердо, использовавшееся для прибивания нитей утка, состояло из тонких тростей, в которые пропускали при заправке стана нити основы. Его вкладывали в набелки — деревянную раму и подвешивали на планку, соединявшую станины в их верхней части.

 

Ниты (ремизки) представляли собой два параллельных прутика, соединенных двумя рядами нитяных петель, продетых попарно одна в другую, т.е. нити, прикрепленные к верхнему прутику, соединялись петлями с нитями нижнего прутика. Нитов на ткацком стане было не меньше двух. Их, так же как и набелки, закрепляли с помощью блочков в верхней планке станин. Каждый из нитов прикрепляли веревкой к подножке — деревянной дощечке, располагавшейся внизу стана, под ногами ткачихи.

Ниты служили для образования на основе зева, через который прокидывают челнок с уточной нитью. При навивании основы одну ее нитку пропускали через глазок — петлю первого пита и между глазками второго нита; вторую нитку пропускали в глазок второго нита и между нитей первого. Работа на ткацком стане проходила следующим образом. Ткачиха садилась на скамеечку перед первым навоем, нажимала на подножку, соединенный с этой подножкой нит шел вниз, увлекая за собой один из двух рядов нитей основы. В образовавшийся зев прокидывался челнок с уточной нитью.

 

Затем крестьянка нажимала вторую подножку, происходило движение второго нита, в результате которого происходило чередование нитей основы: верхние нити опускались вниз, нижние поднимались наверх. В образовавшийся зев пропускался челнок, а затем нити утка прибивались бердом. При работе на двух ремизках получалась ткань простого полотняного переплетения, при которой нити утка были перпендикулярны нитям основы. Однако стан мог иметь и большее количество ремизок: от 3 до 20—22. В этом случае получались узорные ткани, которые принято было называть многоремизными.

К ткацкому стану полагались еще различные дополнительные приспособления: дощечки, бральницы, куколки и т.д. Их использование давало новые варианты плетения тканей. Так, по произведениям устного поэтического творчества хорошо известны браные скатерти. Они ткались на двух подножках, с дощечками- бральницами и двумя челноками с уточной нитью и напоминали вышивку. Русские умели создавать также гобеленные ткани, называвшиеся в деревнях «закладными». Ткацкий стан был в каждом доме, и каждая женщина умела ткать. Девочек начинали обучать этому мастерству примерно с десяти лет. К моменту своего замужества девушка должна была стать хорошей ткачихой.

 

Основная работа по изготовлению тканей приходилась на Великий пост и продолжалась до начала посевных работ. Однако ткацкий стан могли ставить и осенью. В некоторых деревнях осенью за ткацкий стан садились девушки, чтобы наткать полотна для своего приданого, или молодые женщины из больших семей. Осенью они делали ткани для себя, а весной для всей семьи. С процессом тканья было связано много различных поверий. Считалось, что начало работы должно приходиться на раннее утро в «легкий день», совпадавший с полнолунием. Особенно удачным считалось начать работу в день, на который в прошедшем году приходился праздник.

Прежде чем сесть за стан, надо было помолиться образу Божьей Матери или св.Параскевы Пятницы. Эти два образа вместе с языческой богиней Мокошью сливались в представлениях русских крестьянок в единый образ покровительницы прядения и ткачества. Кроме обычных кросен, в крестьянских хозяйствах получили широкое применение кросна для изготовления безворсовых ковров и рогож. Безворсовые ковры ткали в некоторых деревнях южных губерний Европейской России на вертикальных станках. Рогожи из липового мочала изготавливали на горизонтальных станках, отличавшихся от обычного ткацкого стана отсутствием ряда деталей.

Следует также отметить, что работа женщин на ткацком стане осмыслялась как некое таинство, своеобразное творение мира. Это нашло свое отражение в обрядах, проводившихся женщинами в случаях стихийных бедствий: нарушенный порядок можно было восстановить, по мнению крестьян, только в том случае, если за один день всеми женщинами деревни изготовить новину — тонкий холст. При этом необходимо было начинать с самого начала: намять лен, натрепать его, спрясть нитки и соткать. Новина, называвшаяся обыденной, сданная в храм, должна была способствовать, по поверью, уничтожению старого, больного миропорядка и восстановлению молодого, здорового.


600px-mu-gorki-stanok-4973.jpg

Ответить

Фотография Ученый Ученый 18.12 2022

Женщина за ткацким станком

 

1480795529_211-5uawpoejh6u.jpg

Ответить

Фотография Ученый Ученый 24.12 2022

Богородская резная игрушка

 

История богородской деревянной игрушки насчитывает более 350 лет. По преданию, крестьянка вырезала куклу "Ауку" из липы для своих детей, но дети наигрались, а игрушка попала к купцу. Купец выгодно продал ее и заказал целую партию таких же.

 

Другая легенда связывает промысел с расположенным в 27 километрах Сергиевым Посадом, который называли «столицей игрушечного царства».

По преданию, Сергий Радонежский вырезал из дерева игрушки и дарил их детям, а монастырские крестьяне выполняли большие заказы на изготовление резных изделий из дерева. Для жителей Сергиева Посада и соседних деревень продажа стала одним из важнейших источников заработка.

 

Изготовлением резных игрушек из дерева в селе Богородское, где по легенде и возник промысел, занимались целые семьи, навыки передавались от отца к сыну, сохраняя традиции.

 

В ноябре 1913 года появилась артель «Богородский резчик» и открылась профессионально-техническая школа, где готовили мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия промысла, артель была преобразована в фабрику, которая находится в посёлке Богородское Сергиево-Посадского района Московской области.

 

В советское время на Богородской фабрике художественной резьбы по дереву работали около 800 мастеров, в начале 90-х годов – 400. В последнее время - всего 33 сотрудника.

 

Богородская резная игрушка из столицы игрушечного царства. | Десятиручка | Дзен (dzen.ru)


Композиция Мыши хоронят кота, конец 19-начало 20 века

 

Mice_burying_a_Cat_01_Cropped.jpg


Плотник

 

3e369-63735-_dsc5809.jpg?resize=750%2C89


Рыбак

 

79fb9-49937-img_0029.jpg?resize=750%2C76


Ворона и лисица

 

4e67d-49942-img_0037.jpg?resize=750%2C85

Ответить

Фотография Ученый Ученый 24.12 2022

Старинные инструменты плотника

 

Рассмотрим несколько достаточно популярных и удобных инструментов, в том или ином виде и сейчас используемых мастерами-деревообработчиками.

Скобель, он же струг – достаточно длинная полоса металла, имеющая ручки с обоих концов (реже с одной, в этом случае металл закручивается замкнутой петлей).

 

Изгиб этой полосы делался таким, чтобы можно было выполнять скобление, то есть выравнивание, выглаживание до нужной геометрии куска дерева. Скобели бывают прямые и изогнутые, во втором случае радиус изгиба определяется конкретным применением инструмента. Достаточно часто струги со сравнительно небольшим радиусом используются для бондарных работ (создания бочек). В этом случае они формируют углубление на внутренней (обращенной внутрь бочки) стороне доски.

 

 

56d42b9ba11cd022c665b71b779e92f0.jpg


kp-251-34_4.jpg

Ответить

Фотография Ученый Ученый 26.12 2022

Бурав 

 

Бурав имеет вид спирали с винтовой нарезкой на конце (жало).

Спиральный бурав используется для просверливания дыр глубоких и большого диаметра (например, круглых гнёзд для шипов).

Такие бурава изготавливались стальными со стальной наваркой в рабочей части инструмента и остро затачивались по наружной грани завитка.

 

Бурав спиральный

 

burav_spiralynyy-62-33697275.jpg

 

Простейшим сверлильным инструментом является ложечное сверло, применяемое преимущественно для продольного сверления например отверстия для железных штырей в местах наращивания). Ложечный бурав, или на- парье предназначается для сверления поперек волокон Бурав оканчивается в нижней части так называемым жалом, углубляющимся в дерево при каждом обороте. Ложка, имеющая форму винта с постепенно увеличивающимся ходом и диаметром, следуя за жалом, выбирает своими острыми боковыми ребрами отверстие требуемого диаметра.

 

Ложечный бурав (напарье)


kp-7468.jpg

Ответить

Фотография Ученый Ученый 04.01 2023

Гончарный круг

 

Гончарное ремесло на Руси зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные глиняные предметы, слепленные вручную. Население Севера Европы научилось изготавливать керамику, посуду из обожжённой глины в эпоху неолита (вторая половина V тыс. до н. э.), который также называют керамическим веком. Древние поселенцы Карелии орнаментировали керамику оттисками рыбьих позвонков, так называемую керамику сперингс, которую сменила культура ямочно-гребенчатой керамики, украшавшаяся прочерчиванием и ямочным вдавлением в различных направлениях по горизонтали, вертикали и диагонали.

 

В XIX — нач. XX вв. изготовление бытовой и художественной керамики было распространено в нескольких уездах Олонецкой губернии, но наиболее важными центрами гончарного производства были Оятское в Лодейнопольском уезде и Андомское в Вытегорском уезде в местах проживания вепсского населения. Продукция андомских и оятских мастеров была распространена по всей территории Карелии и Санкт-Петербурга.

 

Изготавливали глиняную посуду на гончарном круге. Он приводится в действие толчками правой ноги, руками мастер формует из куска глины то изделие, которое он задумал. Использовали такой пластичный материал, как глина. Глина бывает разная по цвету (голубая, красная, чёрная, розовая) и по жирности. При обжиге голубая глина меняет цвет — рыжеет. У опытного гончара готовый горшок мог быть изготовлен за пятнадцать минут. Сосуд срезали ниткой с гончарного круга и ставили сушиться. Десятки, а то и сотни горшков, предварительно высушенных, ставили в печь для обжига — «горно». Обжиг длился не менее 24 часов. Готовую продукцию гончары отвозили на ярмарки и рынки, где крестьяне покупали необходимую им посуду.

 

Промыслом занимались мужчины. С малолетства мальчики лепили из глины игрушки и свистульки, а когда вырастали, то осваивали работу на гончарном круге и становились ремесленниками.

 

На Руси веками мастера совершенствовали гончарное дело. Это было одно из важнейших ремесел. Ведь из глины делали буквально все от кухонной утвари до игрушек для детей.

В 9 веке наши предки стали использовать гончарный круг. Вначале он был ручным. Это был простейший механизм, который управлялся одной рукой. В отверстие на деревянной скамье вставлялась ось, на которой располагался большой деревянный круг. Затем на этот круг располагали кусок глины, и, чтобы она не прилипала, заранее посыпали ее золой или песком. Сев на скамью, гончар вращал одной рукой круг, а другой формировал изделие.

Немного позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног. Благодаря этому, производительность труда в гончарных мастерских и качество глиняных изделий очень возросли. На протяжении веком из глины делали и кухонную утварь, и предметы роскоши. В наши дни этот материал не только не потерял актуальности, но даже, кажется, приобрел вторую жизнь.


Ручной круг

 

Основная конструкция гончарного круга состоит из диска, насаженного на ось. Африканские племена практически до наших дней пользовались деревянным диском на толстой ножке, которую устанавливали в выкопанную яму. Сам круг практически не изменился, совершенствовались только материалы, из которых он изготавливался, и добавлялся привод. Ручной круг устанавливали на скамейке, сам гончар садился на эту же скамейку верхом. Вращение производилось либо им самим, либо его помощниками. Позже в качестве тягловой силы стали привлекать животных – ослов и быков.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 04.01 2023

Гончарное производство с ручным гончарным кругом, 1890 г.


%D0%93%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%


8796.jpg

Ответить

Фотография Alone Alone 08.02 2023

Добрый день,подскажите это имеет отношение к веялке.

20230201_162450-min (1).jpg

20230201_162444-min (1).jpg

20230201_162459-min.jpg

20230201_162513-min.jpg

Ответить

Фотография ddd ddd 12.02 2023

Добрый день,подскажите это имеет отношение к веялке.

attachicon.gif20230201_162450-min (1).jpg

attachicon.gif20230201_162444-min (1).jpg

attachicon.gif20230201_162459-min.jpg

attachicon.gif20230201_162513-min.jpg

Интересный агрегат...

А обстоятельства какие, где найден?

Ответить

Фотография Ученый Ученый 12.02 2023

Что-то не похоже на веялку

000004.jpg


post-90649-010622700_1452466218.jpg

 

Здесь сбоку есть похожая штанга


1-zernoochistna-mini-viyalka.jpg

Ответить

Фотография ddd ddd 13.02 2023

Подборка фотографий с бытом крестьян, нач. ХХ века.
 
1. Рубка капусты. Челябинская область (Уфимская губерния), 1908:
photo_6_2023-02-13_17-06-23.jpg
 
2. Горшечные ряды на ярмарке. Полтавская губерния, 1894:
photo_4_2023-02-13_17-06-23.jpg
 
3. Малоросская хата. Херсонская губерния, Елисаветградский уезд, 1894:
photo_5_2023-02-13_17-06-23.jpg
 
4. Дети за распилкой дров в страду. Карелия, 1927:
photo_7_2023-02-13_17-06-23.jpg
 
5. Дети Маня и Федя за утренним чаем. Карелия, 1927:
photo_2_2023-02-13_17-06-23.jpg
 
6. Крестьяне за вязанием веников. Карелия, Видлицы, 1927:
photo_1_2023-02-13_17-06-23.jpg
 
7. Крестьянка за ткацким станком. Лунинецкий р-н, Дятловичи, 1913:
photo_3_2023-02-13_17-06-23.jpg
Ответить

Фотография Ученый Ученый 14.02 2023

Землемерный циркуль использовали еще в дореволюционной России, и называли его тогда землемерная сажень. Теперь этот инструмент для измерения площади в народе именуют по-разному: шагающий треугольник, шагомер или "коза". Сделать его можно из любых деревянных материалов: реек, палок и даже веток.

 

73c19b6371bbb863b14d0ffcec1cf50e.jpg

 

issliedovatiel-skii-proiekt-gieomietriia

Ответить

Фотография Ученый Ученый 21.03 2023

Пастушеский кнут

 

В экспозиции Орловского краеведческого музея представлен кнут. Это – орудие пастуха для управления стадом. Состоит из короткой рукоятки – кнутовища и длинной рабочей части – кнута. Кнутовище вырезали из берёзы, ели, можжевельника. Кнут выплетали из вымоченных и вытрепанных льняных или конопляных волокон и заканчивали заплетённым косичкой конским волосом. Длина кнута была от 3 до 10 м.

 

Пастух обычно носил кнут, свёрнутый кольцами, на левом плече или справа на поясном ремне таким образом, что его конец свисал за спиной и волочился по земле.

Кнут использовался как сигнальный шумовой инструмент. Ударяя им о землю, пастух производил сильный хлопок, подгонявший стадо. Щёлканье кнутом сопровождалось различными криками: «вперёд, вперёд», «домой, домой» и т.д. Резкое щёлканье кнута ранним утром напоминало хозяйкам о том, что стадо уже идёт с пастухом на пастбище. Вечернее щёлканье означало появление стада и приход его в деревню.

 

Кнутом пастух никогда не бил скот. Считалось, что каждый удар кнутом, наносимый скотине, отбирал у пастуха силу и влёк за собой Божье наказание. По поверью, у пастуха, нарушавшего запрет, медведь мог задрать корову, волки разогнать стадо, а коровы, обидевшись, забрести в чащобу.

 

Кнут использовался пастухами только при пастьбе на больших лесных полянах, по дороге на пастбище и при возвращении в деревню.

Кнуту, так же как и другому пастушьему инвентарю, приписывали различные магические свойства, обеспечивавшие успех пастьбы. Верили, что кнут, особенно заговорённый колдуном, обладал способностью защищать пастуха и скот от грозящих во время летнего выпаса бед. Существовало поверье, что через кнут нельзя переступать, отдавать его в чужие руки, ибо тогда он лишается магической силы, а пастух навлекает на себя несчастье.

 

knut-25.11.19.jpg

Ответить

Фотография Ученый Ученый 21.03 2023

 

Все знают, что кнут — орудие пастуха, используемое для управления стадом. Но мы вам расскажем о происхождении слова «кнут» и о поверьях, связанных с этим пастушьим инструментом.

 

Неслучайно слово «кнут» и популярное у скандинавов имя Кнут (Кнуд) идентичны по фонетическому и графическому облику в русском языке. Несмотря на то, что слово фиксируется в древнерусских летописях минимум с XI века, оно древнескандинавского происхождения. *Knūtr — это «узел, сук; веревка с узлами». В современном норвежском языке knutt тоже значит именно «кнут». Сравним с определением из словаря В. И. Даля:

 

Немного уточним: кнут — не просто веревка. Веревки плели из льняных или конопляных волокон, но для пастушьей работы они бы не подошли: быстро истреплются, да и не щелкнешь ими как следует. Кнут — свитая из пеньки или ремешков и навязанная на кнутовище, короткая и к концу тонкая веревка (навой, навивка), для стеганья, битья.

 

Настоящий погонный кнут обычно состоял из нескольких переплетенных воловьих сухожилий или задубленных лямок. Их концы сплетались в один узелок (хвостицу, которая, собственно, и щелкает в воздухе). Веревку-ремешок длиной от 3 до 10 м вымачивали в молоке и сушили на солнце, чтобы сделать более твердой, а потом крепили к кнутовищу или оплетали его, оставляя кожаную петлю под руку.

 

На пастбище кнут использовали только как шумовой инструмент для подгона стада, им ни в коем случае не били. Более того, считалось, что каждый удар по животному отбирал у пастуха силу и влек за собой Божье наказание.

 

По другому поверью, пастух, который нарушил запрет, мог потерять стадо: на корову или овцу нападал медведь, стадо разгоняли волки, обиженные домашние животные уходили в чащобу. А в лесу и найти их трудно (да и то, пока целы), и кнутом не поработаешь.

 

Кнуту вообще приписывали магические свойства, которые помогали сохранить стадо, а нередко и жизнь самого пастуха и его рода. Заговоренный кнут был настоящим оберегом от бед, непогоды, болезней.

 

Чтобы он обрел силу, его сплетали из волокон, обладавших, по народному поверью, чудесными свойствами. Например, в хвостицу вплетали прядь из гривы стельной кобылицы или девятилетнего жеребца. Кнутовище, по возможности, выстругивали из можжевельника, который мог отгонять нечистую силу.

 

Даже способ щелканья кнутом был значимым. Считалось, что, щелкая кнутом не с бокового замаха, а сверху вниз или вертя его над головой, пастух призывает лешего и его волков, с которым он якобы заключил соглашение перед началом сезона.

 

Кнут не терял магической силы и вне работы. Крестьяне верили, что нельзя отдавать свой кнут в чужие руки и переступать через него: так он терял свойство оберега, а сам пастух навлекал на себя несчастья.

 

Магический кнут | LearnOff — русский язык | Дзен (dzen.ru)

Ответить