←  История древнего мира

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Саргон, царь, падет ниц перед Даганом в Ту...

Фотография Darius Darius 13.01 2022

Еще недавно считалось, что в III тыс. до н.э. внутренняя Сирия не достигла уровня развития цивилизаций, основанных на ирригационном земледелии в долине Нила и южном Двуречье. Эта точка зрения изменилась после находок в 1964 году итальянской археологической экспедицией под руководством Паоло Маттиэ на городище Телль-Мардих древнего города Эбла. В 1975 году археологи обнаружили колоссальный царский архив, датируемый III тысячелетием до н. э. В течение последующих 10 лет учёные извлекли на свет около 20 тыс. глиняных табличек и их фрагментов. Тексты из Эблы были написаны шумерским письмом, но предназначены для чтения по семитским правилам, однако не по-аккадски, а на ранее неизвестном семитском языке, который условно назван эблаитским. Большинство текстов – хозяйственные документы, хотя имеются также шумеро-эблаитские словари и небольшое число религиозных текстов. Эбла представляла собой город-государство, вероятно наиболее сильное в пределах земель по Евфрату, вплоть до долины Оронта: от Мари на среднем Евфрате до Катны в Южной Сирии. Именно эти земли, возможно, соответствуют ареалу распространения «эблаитского» языка, но государственные пределы Эблы были значительно меньше. Вокруг городов здесь обитали аморейские скотоводческие племена.
 
Основателями Эблы считаются эблаиты, древний народ семитского происхождения, переселившийся в Сирию из Юго-Восточной Аравии в середине IV тыс. до н. э. Территория собственно Эблы, площадью 56 га, делилась на центральную и периферийную (шумер. Уру-бар). Обе части были подчинены дворцу, но первая входила в дворцовое хозяйство непосредственно, а население уру-бар были лишь обязаны поставлять дворцу разнообразную продукцию своих скотоводческих хозяйств. Положение лиц, работавших на дворец, видимо, походило на илотское, бытовавшее в Древней Спарте, но, это подлежит уточнению. Правитель Эблы носил титул «маликум», буквально «тот, кому советуют», что может свидетельствовать о ненаследственном характере власти и большом влиянии местной купеческой верхушки, учитывая основополагающее влияние торговли на экономическое благополучие города.

Возделываемые и хорошо орошаемые районы Северной Сирии пересекались транзитными путями. Эбла была расположена особенно благоприятно: между Евфратом и Средиземным морем и вместе с тем на пути, ведущим через внутреннюю Сирию с севера на юг и пролегающим восточнее р. Оронт. Уже на протяжении III тыс. до н.э. Сирия играла роль моста между экономически развитыми государствами Южной Месопотамии и долиной Нила. Торговый путь шел вдоль Евфрата через Мари и либо отклонялся от реки у Эмара на юго-запад, проходя через Эблу, либо вел в Анатолию. Этот путь был особенно удобен с точки зрения снабжения водой караванов ослов. Пока нет данных об использовании в III тыс. до н.э. южного пути, пересекающего Сирийскую степь и проходящего через Тадмор (Пальмиру). Эбла была крупным центром международной торговли с населением 20-30 тыс. человек; в документах часто упоминаются странствующие торговцы, «лу-нар – люди пристани. Вероятно, именно благосостояние Эблы стало впоследствии причиной её падения: богатство города привлекло к ней внимание могущественной аккадской империи, основанной в Нижней Месопотамии Саргоном Древним. Из сообщений царей династии Аккада следует, что они совершали походы против Эблы и есть все основания считать, что Эбла была разрушена в правление ее последнего царя Ибби-Зикира, Нарам-Суэном Аккадским, внуком Саргона Древнего в 2225 г. до н.э. Как свидетельствуют записи третьей династии Ура, Эбла была вскоре отстроена. Вторая Эбла тоже была разрушена, что позволило аморейским племенам заселить опустевший город. Это последнее, третье царство Эблы, было союзником государства Ямхад (с центром в Алеппо), и подверглось окончательному разгрому хеттским царём Мурсили I ок. 1600 года до н. э.

Не исключено, что, помимо политических, в падении Эблы важную роль сыграли демографические и экономические сдвиги, которые произошли в этот период. К ним можно отнести:

- растущее значение аморейского элемента в Северной Сирии и Месопотамии;

- падение Древнего царства в Египте и ослабление египетской торговли с Азией;

- начало включения критской торговли в восточносредиземноморскую;

- изменения, произошедшие на Иранском нагорье и в его торговых центрах;

- перемещение главных путей между Евфратом и средиземноморским побережьем к северу, ближе к Халебу (Аллепо);

- более частое использование пути, пересекающего Сирийскую пустыню через Пальмиру;

- возможное ухудшение условий земледелия в районе Эблы;

Конечно, считать какое-либо из этих условий единственной причиной падения роли Эблы неправомерно, памятуя о том, что Эбла осталась одним из важных центров Сирии, о чем свидетельствуют предметы, обнаруженные в царских захоронениях эпохи ранней бронзы.
 
Документы архива свидетельствуют о межгосударственном и торговом обмене Эблы преимущественно с соседними государствами, прежде всего с Уршаумом на севере; с Мари на юго-востоке и с Хаматом на р. Оронт. На северо-западе Эбла соседствовала с Эмаром и другими городами Верхней Месопотамии, например с Абарсалем (как показал Э. Солльберже, именно так следует читать название города, заключившего с Эблой найденный договор, название которого долго читали «Ашшур»). Цари городов в полосе между реками Евфратом и Белихом, - Ирридума и Харрана, - видимо, даже подчинялись Эбле. Кроме того, важные культурные и торговые отношения имела Эбла с более отдаленным юго-востоком – с Какмиумом и Гасуром за р. Тигр и в особенности с Кишем в северной части Нижней Месопотамии. По-видимому, именно Эбла, наряду с Мари, обеспечивала месопотамским торговцам путь к лесам Ливана и серебряным и медным рудникам Малой Азии. Обменные связи Эблы доходили на юге и до Египта; предполагается, что посредником выступал Библ (финик. Убла), имевший связи с Египтом с 3000 г. до н.э. Однако, название Библ в эблаитских текстах не обнаружено. Возможно, между Библом и Эблой действовал еще один посредник, скорее всего, какой-то южносирийский город: Катна или Хамат, державший в руках выходы через перевалы Ливана с финикийского побережья; все они упоминаются в текстах Эблы. В текстах Эблы не встречается упоминание даже такого важного в торговом отношении финикийского города, как Угарит. Он упомянут только один раз в учебном географическом списке. Видимо, путь к морю на Угарит преграждало какое-то другое важное государство – Халеб или же упоминаемый Нарам-Суэном Аккадским вместе с Эблой Арманум. Тем не менее, обмен у Эблы с Египтом эпохи Древнего царства был, хотя и через посредников. Во дворце найдены обломки алебастровых сосудов с именами фараонов IV династии Хафра (Хефрена. ок. 2600 г. до н.э) и VI династии Пиопи I, а также материалы времени Пиопи II, бывшего современником расцвета и гибели Эблы в XXIII веке.

Отдельного внимания заслуживает культ Дагана, бытовавший в древней Эбле. Впервые упоминается в аккадских документах (XXIII век до н. э.) как верховное божество у населения правого берега среднего Евфрата. Храмы Дагана находились в главных городах среднего Евфрата — Мари и Тирка. Важное значение культ Дагона имел в Вавилоне в царствование Хаммурапи. Имя божества присутствует в личных именах аккадских царей (Иддин-Даган, Ишме-Даган). В текстах Саргона Аккадского Даган выступает как глава шумеро-аккадского пантеона и владелец областей Мари и Эблы. Одна из надписей гласит: «Саргон, царь, падет ниц перед Даганом в Туттуле. Он [Даган] отдаст ему верхние земли: Мари, Ялмути и Эблу, а также кедровый лес и серебряные горы». В Эбле он играет важную роль в культе, упоминается с эпитетами «господин» и «господин Туттула». Храмы, праздники и даже части города Эбла были посвящены Дагану. Даган хорошо засвидетельствован в текстах Мари как один из основных божеств амореев старовавилонской верхней Месопотамии. Большие культовые центры Дагана располагались в Терка и в Туттуле. Даган в текстах Мари часто связан с деятельностью экстатиков-пророков, получавших в храме Дагана оракулы, адресованные царю. В угаритских текстах Дагон встречается редко. Он играет небольшую и довольно неясную роль в поэме о Никкале, где упомянут как отец лунного божества Йариха. Даган встречается в угаритских списках жертвоприношений, что, вероятно, подтверждает его важность в угаритской религии. Из текста двух стел, найденных во дворе большого храма, следует, что Дагану приносили в нём жертвы, что может означать, что один из двух основных храмов Угарита был храмом Дагана.
Однако ни один текст не дает точное указание на природу этого божества, но, если принять во внимание этимологию, связанную с древнеевр. «рыба», то можно сопоставить Дагана с Эа, богом мудрости, подземных (пресных) вод и подземного мира, культурных изобретений, известного у шумеров, как Энки, который почитался как бог-покровитель города Эриду, считающегося колыбелью шумерской цивилизации. Подобно Дагану, изображался окружённым источниками вод, с рыбьим хвостом. Можно с известной вероятностью проследить путь распространения культа божества от Персидского залива до побережья Средиземного моря, от шумеров до филистимлян, у которых он стал национальным божеством.
 
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 13.01 2022

Бог Подземного мира у шумеро-аккадцев - Нергал, а вместе с ним там правила его жена Эрешкигаль (известная и под другими именами).
Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 13.01 2022

Основателями Эблы считаются эблаиты, древний народ семитского происхождения, переселившийся в Сирию из Юго-Восточной Аравии в середине IV тыс. до н. э.

Не очень ясно откуда это взято. Тем более если была восточносемитская группа, состоявшая из эблаитского, аккадского и, возможно, кишитского языков. Я бы подумал, что это была одна миграция в Месопотамию, а не эблаиты отдельно. :unsure:
 

Ответить

Фотография Darius Darius 13.01 2022

Я бы подумал, что это была одна миграция в Месопотамию, а не эблаиты отдельно.

Я бы, пожалуй, присоединился к сторонникам Гелба. Именно близость к аккадскому языку способствовала принятию эблаитами как носителями диалекта восточной подгруппы семитской группы языков шумерского письма.

 

Бог Подземного мира у шумеро-аккадцев - Нергал, а вместе с ним там правила его жена Эрешкигаль (известная и под другими именами).

Нергал, все же, приходится Энки (Эа) племянником, т.е его отец - Энлиль, брат Энки. Здесь важно провести разграничение: Энки - бог подземных пресных вод в шумерской мифологии, Нергал - владыка царства мертвых, подземного мира аккадцев. В Шумер культ Нергала попал только в период III династии Ура.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 16.01 2022

Родителями Нергала часто действительно именуется Энлиль (с Нинлиль). Но иногда Нергала также считали сыном Ана/Ану:

Son
of Enlil and Ninlil or of B¤let-il‹. Some-
times considered son of An/Anu(m).

Имя бога Нергала упоминается ещё в раннединастических текстах шумеров:

Nergal was
known in god lists and lexical texts as
early as the Early Dynastic period.

Источник:

"A Handbook of Gods and Goddesses of the Ancient Near East. Three Thousand Deities of Anatolia, Syria, Israel, Sumer, Babylonia, Assyria, and Elam", Douglas R. Frayne and Johanna H. Stuckey, 2021 год.

О том, когда Нергал начал ассоциироваться с владыкой Подземного мира сказать затрудняюсь. Но, видимо, достаточно рано, потому что на рубеже 3 и 2 тысячелетий до н. э. это уже бесспорно было так, и таковая вера, видимо, уже была повсеместной.
Ответить

Фотография Darius Darius 18.01 2022

Но, видимо, достаточно рано, потому что на рубеже 3 и 2 тысячелетий до н. э. это уже бесспорно было так, и таковая вера, видимо, уже была повсеместной.

Царские погребения Эблы связаны с Западным дворцом и храмом, предположительно Решефа, соответствовавшего Нергалу.

 

тем более если была восточносемитская группа, состоявшая из эблаитского, аккадского и, возможно, кишитского языков.

Как указывал Дьяконов, эблаитский - чрезвычайно архаичный язык семитской семьи афразийской языковой надсемьи. Почти равное число изоглосс связывала его с северо-восточным семитским (аккадским) и с западно-семитским (арамейским или ханаанейским) при наличии изоглосс с арабским и южно-семитскими языками. Т.о язык эблаитов - часть общего прасемитского диалектного континуума.

Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 18.01 2022

Т.о язык эблаитов - часть общего прасемитского диалектного континуума.

А может часть населения эблаитского царства вообще была западными семитами, которые предпочитали писать на восточносемитском?

Ответить

Фотография Gundir Gundir 18.01 2022

Как указывал Дьяконов, эблаитский - чрезвычайно архаичный язык семитской семьи афразийской языковой надсемьи. Почти равное число изоглосс связывала его с северо-восточным семитским (аккадским) и с западно-семитским (арамейским или ханаанейским) при наличии изоглосс с арабским и южно-семитскими языками. Т.о язык эблаитов - часть общего прасемитского диалектного континуума.

Поправьте, если я не прав. Вроде как сейчас семитскую семью не выделяют. Само переименование со старого "семитско-хамитская" на новое "афразийская" связано с тем, что лингвистам не удалось убедительно доказать существование этих ветвей. А Дьяклнов он сильно давно писал, тогда, когда семья еще семито-хамитской называлась

Ответить

Фотография Darius Darius 18.01 2022

А может часть населения эблаитского царства вообще была западными семитами, которые предпочитали писать на восточносемитском?

Насколько известно, в период наибольшего расцвета влияние Эблы охватывало территорию от Оронта до западной части Верхней Месопотамии. Западные семиты вполне могли использовать аккадский язык и шумерское письмо для ведения различных канцелярских записей. Канцелярия Эблы была связана не с канцеляриями южного Шумера (Ур, Урук, Лагаш), а северного (Киш, Ниппур). После разрушения Эблы и ее восстановления в 2000г до н.э население, говорившее на эблаитском языке сменилось на говоривших на аморейском и хурритском. Причем И.Е. Гельб указывал, что топонимика эблаитских текстов не шумерская, не хурритская и не семитская. Это указывает на какой-то более древний этнический субстрат.

Ответить

Фотография Darius Darius 18.01 2022

А Дьяклнов он сильно давно писал, тогда, когда семья еще семито-хамитской называлась

Тем не менее на сегодняшний день другой интерпретации эблаитского, кроме как семитского, неизвестно. Википедия позиционирует его как второй по старшинству письменный семитский язык после аккадского. 

Ответить

Фотография Gundir Gundir 18.01 2022

посмотрел. Был не прав. Семитскую ветвь не отменили, это хамитскую отменили. Вместо нее ввели несколько равнозначных ветвей

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 18.01 2022

Но, видимо, достаточно рано, потому что на рубеже 3 и 2 тысячелетий до н. э. это уже бесспорно было так, и таковая вера, видимо, уже была повсеместной.

Царские погребения Эблы связаны с Западным дворцом и храмом, предположительно Решефа, соответствовавшего Нергалу.
При чем тут Эбла? Эблаиты это не только не шумеры, но даже не месопотамцы. Они - сирийцы, то бишь СЕМИТЫ. Сам город Эбла лежит около современного Идлиба (между Алеппо, Хамой и Латакией).

Правильно сказать, что и аккадцы как семиты имели в своём пантеоне ряд семитских богов. Например:

Вместо Энлиля - чисто семитский Бел или Бэл (известный в Финикии как Баал). Его супруга - Белет (у западных семитов исторического времени она известна под именем Баалат). Само имя Бел переводится как "Господин", а его супруги - как "Госпожа". Поэтому, видимо, в более поздний период Бел и Бел из имён превратились в эпитеты богов, и стали обозначать других богов. Это позволило возвысить незначительных доколе богов местного значения до богов общемесопотамского значения, потому что с возвышением Вавилона с Белом был отождествлен Мардук, а с возвышением Ассирии - бог Ашшур. Эпитет-имя Бел стало соотноситься в основном с Иштар, и в первую очередь с Иштар Арбельской.

Вместо Инанны - у аккадцев появилась Иштар (инопись, по сути, семитского имени Астарта, Ашторет).

Шумерского бога солнца Уту (известного например из мифа о Зиусудре - шумерском Ут-напишти(ме)) сменил аккадский бог солнца Шамаш (с характерным семитским именем).

Бог луны шумеров - Нанна, аккадцев - Син.

Богом грома аккадцев был бог (тоже семитского происхождения) Адад (он известен как Хадда в Эбле, и он существовал также в пантеоне финикийцев-ханаанцев). У шумеров - Ишкур.

Семитским по происхождению был также бог Даган, покровитель зерна, земледелия и хранения продуктов. Первые упоминания Дагана относятся к Раннединастическому периоду, в списках богов в связи с Эблой. Даган рано попал в Месопотамский пантеон, ещё при шумерах, в качестве незначительное божка из круга Энлиля, в центре культа этого последнего бога, Ниппуре. В более поздние времена, в северной части Месопотамии, Даган отождествлялся с Ададом.

И так далее. В основном - за крайне редкими, незначительными исключениями - семитских богов в Месопотамию занесли со времен владычества Аккада и позже.

Кроме богов, меняли и имена шумерских мифических героев на семитские. Например, уже упомянутый выше Зиусудра был назван в аккадской версии мифа аккадским (=семитским) именем Атрахасис. А ещё позднее, в ассиро-вавилонской версии мифа, он был назван Ут-напишти - что, как принято считать, является буквальным переводом шумерского имени Зиусудра на аккадский язык. Имя Утнапиштима бытовали в мифах Месопотамии как минимум с 18 по 7 века до н. э. (то есть во времена собственно ассиро-вавилонской гегемонии в Месопотамии), когда и создавались клинописные версии Эпоха о Гильгамеше.

-----------------------------------

Что касается Решефа, то этот бог впервые встречается в Эбле. Он широко известен в Финикии (ещё со времен Угарита) и Ханаане. Также этот бог был известен в Сирии, и упоминается также в Северной Месопотамии. Но понятно, что к шумерским временам это не имеет никакого отношения. Этот семитского происхождения бог не был богом шумеров.

Отождествление Решефа с Нергалом происходит по косвенным фактам - например, в египетской иконографии образа Решефа, где тот имеет символику (атрибутику) присущую месопотамскому Нергалу. В угаритско-аккадском списке тождественных богов, соответствующим Решефу указан Нергал (Ugaritica , 5 (1965), 45:26, 57).

https://www.jewishvi...ary.org/resheph

----------------------------------------

Проблемой является установление момента, когда Нергал стал восприниматься в качестве бога подземного мира в Месопотамии. Наиболее ранним шумерским текстом, относящимся к Северному Шумеру (то есть к географическому Аккаду) является гимн Раннединастического периода III (2.600 - 2.350 годы до н. э.), о городе Куфа.

Источник - страница 59 по ссылке:

https://books.google...=Nergal&f=false

То есть в качестве бога Подземного мира Нергал начал восприниматься не позднее конца шумерского Раннединастического периода - предшествовавшего не только III династии Ура, но даже и более раннему Аккадскому периоду (то есть царству, основанному Саргоном Древним).
Сообщение отредактировал andy4675: 19.01.2022 - 01:04 AM
Ответить

Фотография Darius Darius 19.01 2022

При чем тут Эбла?

Тема об Эбле. Можно провести параллель Инанна-Астарта, равно как и Нергал - Решеф или Энки-Дагон. Не исключено, что божества аккадского пантеона, впитавшего шумерский, обосновались в Эбле после походов Саргона Древнего и Нарам-Суэна, когда радикально сменилось население. Не исключено и влияние хурритского элемента: в текстах Эблы упоминается имена четырех хурритских божеств - Адаммау, Аштапи, Хебат, Ишхара. Причем Ишхара - божество дохурритского субстрата, известное в Уруке, где хурритов никогда не было..

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 19.01 2022

Об Ишхаре:

Впервые она упоминается в Эбле (то есть в текстах архива, датируемого примерно 24 веком до н. э.).

В Месопотамии она начинает впервые упоминаться с конца 3 тысячелетия до н. э. в Ниппуре, Сиппаре, Кише, Харбидуме, Ларсе, Уруме (Телл-Укайр) и Катаре (Тель аль-Римах). Вариант имени (в форме Ашхара) встречается в договоре царя Аккада Нарам-Сина (примерно вторая половина 23 века до н. э.) с каким-то эламским царем (в Эламе известно божество под именем Ашхара). Во времена Третьей династии Ура упоминается под именем Эшхара, и связывается с Даганом. Упоминается в Эпосе о Гильгамеше, фиксировавшемся в 18-7 веках до н. э. В том же 2 тысячелетии до н. э. она почитала в Мари, если верить текстам из Угарита на хурритском языке. В Вавилонском царстве отождествлялась с Иштар.

Впервые в пантеоне хурритов она упоминается в Алалахе, то есть Телль-Атчане (город основан около 2.000 года до н. э.). Из Хурритского пантеона она попала в Хеттский пантеон. Согласно текстам из Угарита на хурритском языке, она почиталась в Эмаре (город лежит близ Эблы, и в прежние времена он подчинялся ей). В хеттско-хурритской мифологии, в Эпосе о Кумарби, Ишхара это дочь Энлиля и Апанту. У хурритов, также как в Вавилонии, её имя - Ишхара.

Известна в Финикии, например в текстах на хурритском языке из Угарита (Рас-Шамра). В Угарите её имя - Ужхара.

https://en.wikipedia.org/wiki/Ishara

http://mifolog.ru/my...964/index.shtml

"A Handbook of Gods and Goddesses of the Ancient Near East. Three Thousand Deities of Anatolia, Syria, Israel, Sumer, Babylonia, Assyria, and Elam", Douglas R. Frayne and Johanna H. Stuckey, 2021 год:

Ishara (Akk.) (H, L, M) (1) Babylonian
goddess of love. Identified with IÍtar.
Also associated with war. Sometimes a
mother goddess. Her consort was Al-
manu and her vizier TaÍme-zikru. She
was associated with Dag⁄n in one tra-
dition and might have been his wife.
Mother of the Sebettu(m), “The Seven.”
Her animal was at first the viper and later
the scorpion. In the “Epic of GilgameÍ,”
there is mention of a bed’s being made
probably for IÍÓara as “the goddess of
lovemaking” (Foster 2001: 16).
One of her cult centers was Kisura in
Babylonia. Her temple at Babylon was
called “House of the Womb,” and a
chapel to her in IÍtar’s temple at AÍÍur
is attested. At Emar she received offer-
ings in three aspects: IÍÓara “Lady-of-
the-Town,” IÍÓara “of-the-King,” and
IÍÓara “of-the-Prophetesses” (Cohen
1993: 350). Also at Emar, paired with
Ninurta, she was given offerings of bread
and barley-beer. At Ugarit, where she
was known as a Hurrian deity and
called IÍÓarayu/UÍÓara, she became
part of the official pantheon; she was
consort of the tutelary god of the pal-
ace il bt. She was called “The Snake,”
and a ritual was dedicated to her.
Astrally, she was the Scorpion.
The deity is attested in a god list
from AÍÍur written iÍ-Óa-ru and in An
: Anum as iÍ-Óa-ra.
(2) Hurrian/Hittite goddess in the
circle of chthonic deities. One of the
primeval deities, the eldest stratum of
the Old Syrian/Hurrian divinities
regarded as overthrown by younger
deities and now inhabiting the nether-
world. Sometimes spouse of the moon
god Umbu or KuÍuÓ. Carries a spindle
to spin the destiny of the king. Patron
of medicine and guarantor of oaths.
One of her epithets was “Queen of
Divine Oaths.” Important member of the
Hurrian pantheon at AlalaÓ and had a
temple at ancient Kummani in Kizzu-
watna. Appears in the moon god sec-
tion of the official Hittite god list. She
had a role in curse and oath rituals along
with Umbu and fiar®uma. Invoked in
treaties.
(Durand 2008: 263; Richter 2004:
399–400; Black and Green 2003: 110,
160; Becking, DDDB: 450; del Olmo
Lete 1999: 38, 73, 83, 84, 265, 340, 360
note 89; Hoffner 1998: 41–42, 65, 67,
112; Leick 1998: 94–95; Litke 1998: 43;
van Gessel 1998: I, 196–202; Pomponio
and Xella 1997: 202–17; Prechel 1996;
Haas 1994: 300, 316, 339–40, 349, 357,
362–63, 373–77, 470, 519, 882, 884; Pop-
ko 1995: 90, 94, 96, 101, 112; Archi 1993:
72–75; Cohen 1993: 30, 356, 358; George
1993: 165 no. 1330; Tallqvist 1974: 330;
Schroeder 1920: no. 48; Laroche 1946/
47: 51; Speiser, ANET: 78; Frantz-
Szabó, RlA V: 176–78)
IÍÓara-Ía-⁄li(m) (M) Goddess from Emar
who is listed as receiving an offering of
sheep. Her name means “IÍÓara of the
City.” (Fleming 2000: 94)
IÍÓaÍÍara (M) Hittite goddess whose name
means “Lady.” (Schwemer 2001: 502).
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 19.01 2022

Ишхара известна до первого упоминания в источниках хурритов - причём впервые именно в Эбле, затем - в Аккадском царстве, затем - при Третьей династии Ура и в Эламе. И только после этого - у хурритов. Этимология имени неясна - считается, что возможно она досемитская (возможно - нет).

Указанные вами четыре божества как "хурритские", являются как минимум сборными. Немировский (данный раздел его книги написан Ильинской) пишет о них:

"Четырех богов Эблы Дж. Петтинато относит к числу хурритских (Pettinato, 1986, 331). Это Адаммау, Аштаби, чьи имена входят в названия месяцев, Хебат и упоминавшаяся выше Ишкхара. Однако хурритская их атрибуция встретила возражения других исследователей. Так, И.М. Дьяконов отмечает, что хурриты появились в Эбле лишь во II тысячелетии, составив в возрожденной после аккадского разрушения Эбле значительную часть нового населения. Они не могли передать её доаакадскому пантеону своих богов и сами заимствовали из дохурритского субстрата имена Адаммау, Аштаби и Ишкхары (известной в регионах, где хурритское присутствие не засвидетельствовано); в отношении же Хебат, по мнению ученого, следует говорить о неправильном прочтении имени (Дьяконов, 1983, 335)".

https://history.wiki...ing.ru/amp90675

Из западносемитских и аккадских по происхождению богов Эблы упоминаются Адад, Ил (Эл), Даган, Хадда (Адла, то есть Адад), Шамаш (бог солнца и сын Сина, по месопотамскому шаблону, но этот Син не является богом луны), Ваал, Рашап (библейские Решеф), Кашалу, Эа (аккадское соответствие шумерского Энки), Аштар.

Из шумерских по происхождению богов в текстах Эблы упоминаются: Иллилу (аккадский Энлиль на эблаитский лад говора), Ану, Нергал, Уту (соответствующий аккадскому Шамашу, также упоминаемому в Эбле), Нисаба, Энки (соответствующий аккадскому Эа, такжеупоминаемому в Эбле), Инанна (у аккадцев Иштар, у эблаитов Аштар), Нинки, Нингириму, Даму.

Нередко относящиеся к достаточно далеким регионам Южной и Северной Месопотамии и даже расположенного в Ливане Библа боги тоже присутствовали в пантеоне Эблы — например, Нидакул из Арукату, Адаб из Халама, Луба, Абатти и Анниз (Pettinato, 1986, 332).

Из специфически семитских эблаитских богов - Кура, Барама, Идакул (Идабал), Малик (этот бог никогда более не встречается у семитских народов в дальнейшем, но его имя характерно переводится с семитских языков как "царь").
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 19.01 2022

Бог Камиш (видимо, Каниш в приведённом выше списке эблаитских богов в книге Немировского) сопоставляется учёными с моавитянским богом Хамосом, многократно упоминаемым в Библии.
Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 19.01 2022

Из западносемитских и аккадских по происхождению богов Эблы

Ну то есть разные семиты заимствовали семитских богов у других семитов, общесемитского пантеона могло и не быть никогда?
 

Ответить

Фотография Darius Darius 19.01 2022

Малик (этот бог никогда более не встречается у семитских народов в дальнейшем, но его имя характерно переводится с семитских языков как "царь").

Вероятно, речь идет о "маликум", высшем должностном лице Эблы. В Шумере существовала жреческая должность "en", выполнявшего функции не только партнера божества в ритуале священного брака, но и царские обязанности. Также известно, что должностное лицо, стоявшее во главе шумерского города, именовалось лугаль (на аккадском саррум). Саррум стал синонимом "царь" в период аккадской династии. Этот аккадский эквивалент лугаля эблаиты посчитали своим саррум, означавшим "вельможа". Т.о лугаль (саррум) в Эбле был подчинен маликуму (эну). Возможно, что эблаитский маликум, являясь высшим должностным лицом Эблы, выполнял также и высшие религиозные функции, являясь участником ритуала священного брака. Т.о шумеро-аккадский лугаль-саррум и маликум Эблы -  одно и тоже должностное лицо. 

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 19.01 2022

 

Из западносемитских и аккадских по происхождению богов Эблы

Ну то есть разные семиты заимствовали семитских богов у других семитов, общесемитского пантеона могло и не быть никогда?
 

 

Разве что в период подразумеваемой прасемитской "общности". Но это уже из сферы исторических мифов - также, как и (пра)Индоевропейская мифология.

 

 

В Шумере существовала жреческая должность "en", выполнявшего функции не только партнера божества в ритуале священного брака, но и царские обязанности.

 

В отличие от титулов энси и лугаль титул эн использовался только в УрукеЭн-МеркарЛугальбанда и Гильгамеш в эпосе и гимнах названы «энами Кулабы» (район Урука). В Шумерском царском списке имя Мескиаггашера, основателя I династии Урука, сопровождается титулом «эн Эаны», то есть храма бога-покровителя города. Лугалькингенешдуду, живший примерно в начале XXIV века до н. э., писал, что получил нам-эн над Уруком и нам-лугаль (царство) над Уром, что является ещё одним свидетельством связи титула эн только с одним городом – Уруком. Единственным исключением является словосочетание «эн Шумера», использованное в отношении правителя Урука Эн-Шакушаны (примерно конец XXV века до н. э.).

 

https://ru.wikipedia...wiki/Эн_(титул)

 

Ещё в Шумере для высших должностных лиц существовали титулы энси (патеси) и лугаль (упоминаемый вами ниже). Энси Лагаша Гудеа, 2120 г. до н. э., Лувр:

 

800px-Gudea_of_Lagash_Girsu.jpg

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 19.01 2022

Ещё существовала связанная с культовой службой (жречеством) женская титулатура - нин:

 

https://ru.wikipedia...NIN_(клинопись)

Ответить