←  История древнего мира

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Куш

Фотография Стефан Стефан 21.08 2020

КУШ, одна из областей древнего Судана. Назв. «К.» впервые встречается в др.-егип. магич. «Текстах проклятия» (время XII династии, ок. 20 – последняя четв. 18 вв. до н. э.) в числе 30 враждебных Египту юж. «стран»; позднее стало главным из трёх, наряду с егип. Та-нехси («Страна темнокожих»?) и Та-сети («Страна трёхдугого лука»?), общих наименований всей цивилизации в ср. части долины Нила (между 1-м и 6-м порогами), составлявшей вместе с Египтом единую историко-культурную зону [в античной традиции – (Нильская) Эфиопия, в лит-ре Нового времени – также Нубия, Мероэ].

 

Политически К. развивался от конгломерата вождеств к государственности в условиях егип. экспансии, которая началась уже при первых фараонах и шла затем тремя волнами – в Старое, Среднее и Новое царства. Области между 1-м и 2-м нильскими порогами уже в кон. 4-го тыс. до н. э. (ещё до образования единого егип. государства) были вовлечены в торговые отношения с Верхним Египтом, поставляя экзотич. товары из Тропич. Африки (слоновую кость, чёрное дерево, благовония, шкуры редких животных) в обмен на керамические и каменные сосуды, шиферные пластины, гребни и, вероятно, вино. В период Раннего и Старого царств (ок. 30–22 вв. до н. э.) территория до 2-го порога подвергалась воен. набегам, в долине появились первые крепости-фактории. В эпоху Среднего царства (21 – сер. 17 вв. до н. э.) началось активное освоение земель; египтяне проникли выше 2-го порога, выстроив ок. 20 укреплённых поселений по берегам Нила для обеспечения доступа к местным ресурсам (строит. камень, ценные минералы, лес, золото, медь, скот и рабы). Одновременно происходила египтизация К.: возводились храмы егип. богов; дети вождей, взятые как заложники, воспитывались при дворе фараонов; рекруты из местных племён набирались в качестве «внутренних войск» в Египет.

 

Вторжения египтян замедляли естеств. развитие региона (образование элит, укрепление вождеств), но при ослаблении Египта в эпохи междоусобиц (три т. н. переходных периода) в К. возрождались местные раннегосударственные образования, возникали союзы племён, противостоявшие егип. экспансии. Особенно усилилось «царство» с центром в Керме (южнее 3-го порога), зародившееся в сер. 3-го тыс. до н. э., а к 16 в. до н. э. (конец Второго переходного периода в Египте, время владычества гиксосов) ставшее третьей (наряду с гиксосами-завоевателями в Нижнем Египте и егип. правителями в Верхнем Египте) влиятельной силой в долине Нила.

 

Ряд чиновников егип. администрации в К. перешли на службу к правителю Кермы. С воссоединением Египта при первых фараонах XVIII династии (кон. 16 в. до н. э.) протогосударственность Кермы была разгромлена; территория до 4-го порога перешла под управление егип. наместника («Царского сына Куша»), обеспечивавшего сбор дани и разработку природных богатств. Некоторые местные вожди были включены в систему егип. администрации. В 11 в. до н. э., в кризисную эпоху Третьего переходного периода, Египет утратил власть над К.; последующие три столетия – «тёмный период».

 

Ок. 9 в. до н. э. в истории К. началась вторая фаза: образовалось политически независимое царство со столицей в Напате (предположительно возле совр. г. Карейма, около 4-го порога). Материальная и духовная культура в этот период обнаруживает сильное егип. влияние, поддерживавшееся жрецами оставшихся после египтян святилищ, главным из которых был расположенный вблизи столицы храм Амона у «Чистой горы» (ныне Гебель-Баркал). Господствующими в обществе стали егип. идеология (религ. и политич.) и язык. Первый документально засвидетельствованный правитель, Кашта (ок. 760–747 до н. э.) носил егип. царскую титулатуру и, видимо, контролировал часть Египта. Последующие 5 царей правили объединённым Египетско-Кушитским царством (XXV, т. н. эфиопская, династия фараонов; сер. 8 – сер. 7 вв. до н. э.), а 3 их родственницы поочерёдно занимали высший пост в егип. жреческой иерархии того времени. Ассирийские вторжения в 664/663 до н. э. вытеснили кушитов из Египта, но их претензии на егип. престол, видимо, сохранились и, возможно, стали причиной карательного похода фараона Псамметиха II в 593 до н. э. Разорение сев. части К., видимо, повлекло перенос столицы из Напаты далеко на юг, в г. Мероэ (между 5-м и 6-м порогами), что привело к ослаблению связей с Египтом и к постепенной деегиптизации ряда аспектов культуры. Егип. язык как официальный в 3 в. до н. э. вышел из употребления, а во 2 в. до н. э. появились тексты на мероитском языке с оригинальным алфавитным письмом. Гл. богом царства оставался егип. Амон, но «классический» пантеон расширился, включив ряд местных богов (Апедемак, Амесеми, Маш, Себиумекер). В иск-ве выработался новый синкретич. стиль, обнаруживающий средиземноморское (эллинистическое, позднее римское) и восточное (в т. ч., возможно, индийское) влияния.

 

Возобновление военных и посольских контактов с Египтом в период Птолемеев и рим. эпохи (3–1 вв. до н. э.) привело к оживлению торговых связей в долине Нила. Памятники материальной культуры К. этого времени свидетельствуют о расцвете ремёсел (гончарного, ювелирного), металлургии (в частности, произ-ва железа) и строительства (храмы, дворцы, пирамиды царей и частных лиц). Наивысших достижений в мероитский период К. достиг в 1–2 вв. н. э. Причины последующего постепенного упадка неясны. Возможно, торговые пути вдоль Нила перестали быть безопасными из-за участившихся вторжений кочевых племён из пустынь и утратили былое значение с развитием контролировавшегося Египтом судоходства вдоль побережья Красного моря. В сер. 4 в. с запада в К. вторглись племена «чёрных ноба», с востока – аксумиты (Абиссиния); г. Мероэ был разрушен. В 5 в., с ослаблением центр. власти, держава, никогда не бывшая этнически единой, распалась на части [Нобадия (Нобатия), Макурия (Макура, Мукурра), Алва (Алоа)], которые продолжали существовать в эпоху Средневековья как самостоят. царства Нубии.

 

 

Лит.: Кацнельсон И. С. Напата и Мероэ – древние царства Судана. М., 1970; Kitchen K. A. The third intermediate period in Egypt (1100–650 BC). Warminster, 1986; Török L. The birth of an African kingdom. Kush and her myth of the state in the first millennium BC. Lille, 1995; Morkot R. G. The Black Pharaohs: Egypt’s Nubian rulers. L., 2000; Welsby D. A. The kingdom of Kush: the Napatan and Meroitic empires. L., 2002.

 

Виноградов А.К. Куш // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ry/text/2124390

Ответить

Фотография Стефан Стефан 22.08 2020

КЕ́РМА, 1) городище близ селения Керма на вост. берегу Нила, ок. 16,5 км южнее 3-го порога (Северная пров. Судана). Раскопки экспедиции Гарвардского ун-та и Музея изящных искусств в Бостоне (Дж. Райзнер, 1913–16), Швейц. археологич. миссии Женевского ун-та (Ш. Бонне, с 1973). Город существовал почти непрерывно примерно со 2-й пол. 3-го тыс. до н. э. до раннего Средневековья. Расцвет относится к периоду царства Керма. Центр. часть города, окружённая стенами с бастионами и рвами, включала дворец, святилище, круглый в плане «Приёмный зал» и ок. 200 др. построек. Доминирующая постройка – массивная «платформа» (выс. ок. 18 м) из сырцового кирпича («Западная деффуфа», от нубийского «кирпичное здание»), на вершине которой, возможно, было небольшое святилище. За стенами располагались плотно застроенные жилые кварталы (почти не исследованы) и район небольших храмов с подсобными постройками, имевшими очаги и печи (предположительно для подготовки жертвоприношений, связанных с культом усопших правителей). Вдоль берега Нила обнаружены остатки верфей и, по-видимому, товарные склады. В 4 км к востоку от городища располагался могильник: более 20 тыс. курганов на площади 1600 × 600–800 м. В юж. части сохранились 4 особенно крупных, вероятно «царских», кургана культуры Керма классич. периода; с заупокойным культом правителей, возможно, связана расположенная на могильнике «Восточная деффуфа», размерами сходная с «Западной», но меньшей высоты.

 

2) Археологич. культура на территории от Асуана (район 1-го порога Нила) до областей к югу от Кургуса (между 4-м и 5-м порогами). Названа по городищу Керма. Ввиду принадлежности к единой с Египтом историко-культурной зоне периодизация культуры К. условно увязывается с датировкой егип. истории: Cтарая К. (ок. 2500–2050 до н. э., конец Старого царства и Первый переходный период в Египте); Средняя К. (ок. 2050–1750; большая часть периода Среднего царства); Классич. К. (ок. 1750–1550; в осн. Второй переходный период и начало Нового царства). Выделяют также фазу пред-Керма, завершившуюся к 2500–2450, когда складывались некоторые черты местной материальной культуры. Древнейшие постройки имели дерев. основу из столбов и плетня, обмазанную глиной с органич. добавками; позднее появились дома из камней на известковом растворе; ок. 2000 до н. э. распространяется использование сырцового кирпича.

 

Круглые или овальные могильные ямы глубиной до 1,5 м; погребённые в скорченном положении на правом боку, руки перед лицом, головой на восток, лицом к северу; в ранних захоронениях – на подстилке из сухой травы или на коровьей шкуре, в поздних (вероятно, под егип. влиянием) – на дерев. ложе; рядом с телом помещали пищу и предметы обихода, в сев. части могилы – глиняные сосуды с бараньим или козьим мясом; могилу покрывали сухой травой или коровьей шкурой и насыпали небольшой курган, обычно с кольцевой выкладкой из булыжников чёрного песчаника или базальта, на вершину ставили куски белого кварца. Могилы часто сопровождались погребениями жертвенных домашних животных, в т. ч. собак. В период Старой К. и особенно Средней К. к югу от могильной ямы, в основании кургана, в виде полумесяца выкладывались группами коровьи и бычьи черепа с рогами (в одном из погребений св. 4 тыс.). В поздний период появляются человеческие жертвоприношения; предполагается, что помимо невольников закланию подлежали семья и домочадцы покойного. «Царские» курганы достигали 90 м в диаметре и по линии восток – запад пересекались коридором, в середине которого располагалась небольшая камера с помещённым на ложе телом усопшего и наиболее ценными предметами из погребального инвентаря; камера имела дерев. двери и сводчатое перекрытие, оштукатуренные расписные стены, коридор был заполнен телами человеческих жертв (до нескольких сотен).

 

3) Раннегосударственное образование («царство») на территории распространения археологич. культуры Керма, одно из древнейших в Африке. Время возникновения документально не засвидетельствовано; самоназвание не установлено. Возможно, царство К. подразумевалось под топонимом Куш, встречающимся в егип. текстах с эпохи Среднего царства как обозначение главного из соседей, грозивших Египту с юга. Предполагается, что к концу егип. Старого царства на землях к югу от 1-го нильского порога уже существовало объединение местных вождеств, на основе которого сложилось царство с центром в К., первоначально поддерживавшееся египтянами ради получения экзотич. товаров из глубины континента. Царство К., которое усиливалось в периоды политич. распада в Египте, достигло наибольшего могущества к 16 в. до н. э. (Второй переходный период в Египте), став третьей политич. силой в долине Нила наряду с завоевателями-гиксосами в Нижнем Египте и егип. правителями в Верхнем Египте. Падение К. связывается с завоеванием её территории воссоединённым Египтом в эпоху 18-й династии (сер. 15 в., начало Нового царства) и последующей колонизацией страны.

 

33593d3ff106.jpg

Керма: 1 – вид на городище, на переднем плане – "Приёмный зал", на заднем – "Западная деффуфа"; 2 – черноверхая чаша культуры Классическая Керма (по Ш. Бонне, Д. Вальбелль, Д. Уэлсби, Ж. Андерсон).

 

 

Лит.: Reisner G. A. Excavations at Kerma. Camb. (Mass.), 1923. Vol. 1–2. Millwood, 1975. Vol. 1–2; Bonnet Ch. Kerma. Territoire et métropole. P., 1986; O’Connor D. Early states along the Nubian Nile // Egypt and Africa. Nubia from prehistory to Islam. L., 1991; Morkot R. The black pharaohs: Egypt’s Nubian rulers. L., 2000.

 

Виноградов А.К. Керма // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/arc...gy/text/2061621

Ответить

Фотография Стефан Стефан 25.08 2020

НАПА́ТА (правильнее Нáпата; также Набата, Напи), 1) старейший адм. и политич. центр древнего Судана, близ плато Баркаль (Гебель-Баркал; др.-егип. Джу-Уаб, букв. – Чистая гора), у 4-го порога р. Нил. В 8–6 вв. до н. э. столица Куша. Точное местоположение Н. не установлено. Считается, что город располагался вблизи баркальского храмового комплекса – крупнейшего религ. центра Куша (обнаружены ок. 15 храмов, 3 дворца и 2 группы царских пирамид), поскольку гл. храм святилища был посвящён богу Амону Напатскому. При этом некоторые исследователи отождествляют Н. с баркальским комплексом (хотя археологич. раскопки, ведущиеся с кон. 19 в., следов поселения там не выявили). Другие предполагают, что Н. находилась на месте одного из окрестных совр. населённых пунктов (Карейма возле Баркала, либо Мерави на вост. берегу Нила, либо Санам-Абу-Дом на зап. берегу).

 

Основа историч. сведений о Н. – письм. свидетельства. Первое упоминание – в двух тождественных надписях (Амадская и Элефантинская стелы) егип. фараона Аменхотепа II, сообщающих, что «на стене Н.» египтяне (видимо, для устрашения местного населения) вывесили тело одного из семи сирийских «вождей», которых фараон самолично принёс в жертву Амону по возвращении из «азиатского» похода.

 

В письм. памятниках независимого Кушитского царства Н. упоминается в связи с коронацией правителей (хотя обычно речь идёт о баркальском храме Амона Напатского) и, видимо, представлена как царская резиденция и ранняя столица страны. Ок. 6 в. до н. э. при неясных обстоятельствах столица из Н. переместилась в прежде провинциальный г. Мероэ. Причиной могло стать либо столкновение царя Аспелты (нач. 6 в. до н. э.) со священнослужителями храма Амона Напатского, либо внутридинастическая борьба за власть или иноземное вторжение (преобладает мнение, что Н. разорили войска фараона Псамметиха II, вторгшиеся в Куш в 593 до н. э.). Перенос политич. центра из Н. далеко на юг привёл к ослаблению егип. влияния на Куш и к постепенному сложению синкретич. «мероитской» культуры. При этом Н. долго оставалась важнейшим культовым центром древнего Судана. По одной гипотезе, на некоторое время там даже возникла параллельная царская династия, к представителям которой, возможно, принадлежали пирамиды в некрополе возле Чистой горы.

 

В кон. 1 в. до н. э. Н., согласно Страбону, служила одной из резиденций царицы «эфиопов» и в ходе короткой войны Куша с рим. Египтом в 25/24 до н. э. была захвачена войсками егип. префекта Гая Петрония, которые разрушили город до основания, угнав жителей в рабство. Возможно, всё это и объясняет трудности совр. обнаружения Н. (хотя установлено, что храмы баркальского святилища Амона Напатского, а также царский некрополь у Чистой горы были действующими ещё в первые века н. э.). Город, если и уцелел, то совершенно утратил прежнее значение. Упоминания о Н. гипотетически усматриваются в нескольких надписях 3–5 вв. на мероитском языке, но это толкование нуждается в подтверждении.

 

2) В науч. лит-ре определения «Напата» и «Напатское царство» иногда употребляются расширительно, обозначая весь начальный период истории Кушитского царства (примерно 8–6 вв. до н. э.), в продолжение которого Н. была столицей древнего Судана (ср. Мероэ и Мероитское царство как обозначения позднейшего периода).

 

 

Лит.: Кацнельсон И. С. Напата и Мероэ – древние царства Судана. М., 1970; Dunham D. The Barkal temples. Boston, 1970; Lexikon der Ägyptologie. Wiesbaden, 1982. Bd 4; Welsby D. A. The Kingdom of Kush. The Napatan and Meroitic Empires. L., 1998.

 

Виноградов А. Напата // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ry/text/2248388

Ответить

Фотография Стефан Стефан 28.08 2020

МЕРО́Э, резиденция царей Куша на вост. берегу Нила (примерно в 200 км к северу от Хартума, Республика Судан). Впервые упоминается (в егип. передаче «Баруа») в «Большой надписи» царя Ирикеаманноте (кон. 5 в. до н. э.) в храме Т в Каве. У античных авторов начиная с Геродота (5 в. до н. э.) М. – столица всей (Нильской) Эфиопии.

 

О ранней истории М. известно мало. Возникшее ок. 10 в. до н. э. поселение оставалось провинциальным примерно до 6 в., когда – при неизвестных обстоятельствах – из Напаты, древней столицы Куша, сюда, далеко на юг, была перенесена царская резиденция. Причиной, видимо, стали какие-то политич. потрясения – столкновение царя Аспелты (нач. 6 в. до н. э.) с клиром напатского храма Амона (гл. святилища страны) либо предполагаемое разорение Напаты войском егип. фараона Псамметиха II, вторгшимся в сев. часть Куша в 593 до н. э. Пострадавший храмовый комплекс Напаты после восстановления оставался религ. центром страны, а М. стал политич. столицей.

 

Перемещение центра привело к некоторой деегиптизации Куша и к постепенному сложению своеобразной синкретич. культуры, в которой местный афр. субстрат подвергся сильным влияниям извне. Выгодное расположение М. на пересечении караванных путей (на север к Средиземному м. через Египет и на восток к Красному м.), а также природные ресурсы региона (орошаемые земли для земледелия, пастбища для скотоводства, сырьё для ремесленных производств) содействовали его расцвету.

 

Местонахождение М. установил в 1772 шотл. путешественник Дж. Брюс. Археологич. изучение начал в 1909–14 Дж. Гарстанг (экспедиция Ливерпульского ун-та), возобновил англ. археолог П. Шинни (под патронатом Ун-та Ганы в 1965, Ун-та Хартума в 1966–70, в рамках совместного проекта Ун-та Хартума и Ун-та Калгари в 1971–77, 1983–84); с 1999 продолжает суданско-канад. миссия под рук. Али Османа Салиха и К. Гжимски.

 

По данным раскопок, город занимал площадь ок. 1 км2 (изучено ок. 30%). В зап. части обнаружен трапециевидный «Царский квартал» с дворцами, святилищами, складами и «Царскими банями» (возможно, водным святилищем). Массивная ограда (толщиной от 3,5 м) из тёсаного камня имела 5 ворот по периметру, к двум из которых вели обсаженные деревьями улицы. С вост. стороны к «Царскому кварталу» примыкал храм бога Амона, от него вела дорога для ритуальных шествий к «Храму Солнца», расположенному в 1 км к востоку от города, вдоль которой обнаружено неск. небольших храмов.

 

Городище за пределами «Царского квартала» изучено слабо. Застройка, по данным магнитометрич. разведки, в некоторых частях города, вероятно, была планомерной, с широкими улицами и открытыми площадями; население составляло до 10 тыс. чел. Устройство частных жилищ известно мало; дворцовая и храмовая архитектура отражает егип., эллинистич. и рим. влияния.

 

В пустыне, на расстоянии ок. 4 км к востоку от центра, обнаружены два царских некрополя (Северный и Южный) со множеством погребальных комплексов (пирамида из тёсаного камня или кирпича с прилегающей часовней и подковообразной оградой), а ближе к городу – «вельможеский» некрополь (Западный). Данные археологии указывают на расцвет ремёсел – строительного, гончарного, ювелирного. Важное место занимало произ-во железа (из-за обилия обнаруженного археологами шлака в лит-ре с 1912 стало популярным определение «М. – Бирмингем древней Африки»). Находки особых видов керамич. тары указывают на импорт вина, оливкового масла, мёда. Ввозилась дорогая металлич. и стеклянная посуда.

 

М. достигает расцвета в 1–2 вв. н. э., с 3 в. переживает упадок, ок. сер. 4 в. был покинут – очевидно, после вторжения соседей [«чёрных ноба» с запада и аксумитов (Абиссиния) с востока], о чём свидетельствуют грекоязычные аксумские царские надписи на двух победных памятниках в «Царском квартале». Город, видимо, был разорён и больше не возродился. Падение М. условно считается концом Кушитской державы, распавшейся вскоре на части, из которых к 6 в. возникли ср.-век. царства Нубии.

 

 

Лит.: Meroё, the city of the Ethiopians / Ed. J. Garstang a. o. Oxf., 1911; Shinnie P. L. Meroe: A civilization of the Sudan. L., 1967; Welsby D. A. The Kingdom of Kush: the Napatan and Meroitic empires. L., 1996; Grzymski K. Meroe // Sudan: ancient treasures / Ed. D. A. Welsby, J. R. Anderson. L., 2004.

 

Виноградов А.К. Мероэ // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ry/text/2205996

Ответить

Фотография Стефан Стефан 03.09 2020

МЕРОИ́ТСКОЕ ЦА́РСТВО, условное название позднего периода истории Куша (древний Судан), последовавшего за перемещением ок. 6 в. до н. э. политич. центра (царской резиденции и двора) из древнего г. Напата (между 3-м и 4-м порогами Нила) в прежде провинциальный г. Мероэ (между 5-м и 6-м порогами). М. ц. можно считать естеств. продолжением Напатского царства, 2-м периодом в развитии единого историко-культурного континуума, иногда ещё именуемого Напато-Мероитским царством.

 

В научной и популярной лит-ре термины «М. ц.» и «Мероэ» иногда трактуются расширительно, как общее определение Напато-Мероитского царства (2-й, после «царства» Кермы, государственности в истории Куша) на протяжении всей его истории (примерно с 9 в. до н. э. по 4 в. н. э.), что нельзя считать правомерным, поскольку само назв. «Мероэ» документально известно лишь с 5 в. до н. э. («История» Геродота и «Большая надпись» царя Ирикеаманноте – 22-го по счёту из поимённо известных местных правителей, высеченная в храме Т в Каве) и подразумевает лишь город и окружающую его область на юге древнего Судана. В роли общего («официального») наименования всего царства оно ни в местных, ни в чужеземных историч. источниках не засвидетельствовано – в отличие от наименований Та-нехси (предположительно «Страна темнокожих»), Та-сети (вероятно, «Страна трёхдугого лука») и наиболее частого – Куш.

 

 

Лит.: Кацнельсон И. C. Напата и Мероэ – древние царства Судана. М., 1970; Берзина С. Я. Мероэ и окружающий мир, I–VIII вв. н. э. М., 1992; Welsby D. A. The Kingdom of Kush: the Napatan and Meroitic empires. L., 1996; Виноградов А. К. Эпитет, имя, титул в письменных памятниках Куша. М., 2006.

 

Виноградов А.К. Мероитское царство // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ry/text/2205956

Ответить

Фотография Стефан Стефан 05.09 2020

МЕРОИ́ТСКИЙ ЯЗЫ́К, мёртвый язык, в 8 в. до н. э. – 4 в. н. э. распространённый в долине р. Нил, от Асуана до впадения р. Атбара. Был офиц. письм. языком Мероитского царства.

 

ba46f69f8ea9.jpg

Образец мероитского демотического письма. Британский музей (Лондон). Фотография П. д’Уэна.

 

Генеалогич. принадлежность М. я. неясна, есть предположение, что он родственен нубийским языкам. Отмечены агглютинативная аффиксация (суффиксы, реже префиксы; см. Агглютинация в языкознании), словосложение. Известно значение ок. 100 слов (гл. обр. собств. имён людей и богов, топонимов, жреческих титулов, названий явлений природы). Имеется некоторое количество егип. заимствований. Письменность засвидетельствована с нач. 2 в. до н. э. Почти все знаки заимствованы из демотич. египетского письма. Употреблялись 2 алфавитные системы – монументальная и демотическая (курсивная); в каждой по 23 знака. Мероитское письмо дешифровано англ. учёным Ф. Л. Гриффитом в 1909–17.

 

 

Лит.: Randall-MacIver D., Woolley С. L. Areika. With a chapter on Meroitic inscriptions by F. Ll. Griffith. Oxf., 1909; Griffith F. L. Karanòg. Phil., 1911; idem. Meroitic inscriptions. L.; Boston, 1911–1912. Pt. 1–2; idem. Meroitic studies, I–IV // Journal of Egyptian Archaeology. 1916–1917. Vol. 3. № 1, 2/3. Vol. 4. № 1, 2/3; Trigger B. G. Meroitic language studies: strategies and goals // Meroitica. 1973. № 1; Hainsworth M., Leclant J. Répertoire d’épigraphie méroitique (REM). Index avec localisation topographique // The Meroitic Newsletter. 1978. № 19; Hintze F. Beiträge zur meroitischen Grammatik // Meroitica. 1979. № 3; Завадовский Ю. Н., Кацнельсон И. С. Мероитский язык. М., 1980; Hofmann I. Material für eine meroitische Grammatik. W., 1981; Милитарев А. Ю. Язык мероитской эпиграфики как исторический источник в свете его генезиса // Вестник древней истории. 1984. № 2.

 

Смагина E.Б. Мероитский язык // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/lin...cs/text/2205944

Ответить

Фотография Стефан Стефан 08.09 2020

Кацнельсон И.С. Напата и Мероэ – древние царства Судана.

М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1970. – 452 с.

 

Монография посвящена социально-экономической и политической истории царств Напата и Мероэ, существовавших с VIII в. до н.э. до середины IV в. н.э. на территории современного Судана. На материалах письменных памятников, сочинений античных писателей и памятников материальной культуры излагается политическая история этих царств, дается характеристика их экономики, социально-экономических отношений и государственного строя.

 

Содержание:

Предисловие

Надписи как источник истории Напаты и Мероэ

Античные авторы о Куше

Археологические исследования в Северной Нубии и Судане

Обзор историографии царств Напаты и Мероэ

Страна: ее название, границы, население

Куш с VIII в. до н.э. до середины IV в. н.э.

Становление и формирование Напатского царства

Возвышение Напаты и объединенное Египетско-Кушитское государство

Напатское царство (середина VII в. до н.э. – VI в. до н.э.)

Мероитское царство. Первый период: возвышение и расцвет (VI в. до н.э. – конец I в. до н.э.)

Мероитское царство. Второй период: начало упадка и гибель (конец I в. до н.э. – середина IV в. н.э.)

Экономика

Общество и государство

Заключение. Проблемы наследия Куша

Библиография

Список сокращений

Указатель собственных имен и географических названий

 

http://vk.com/doc12780981_563279870

http://rutracker.org...c.php?t=5932689

Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 07.10 2020

 

Генеалогич. принадлежность М. я. неясна, есть предположение, что он родственен нубийским языкам.

Да, тут слишком много неясного, потому что мероитский слишком фрагментарно известен. Можно предположить, что он мог быть изолятом уровня как минимум группы, даже при возможном родстве с нубийскими. Если принимать точку зрения Георгия Старостина, то внутри восточносуданской гипотезы (входящей в нило-сахарскую гипотезу) наиболее перспективно выглядит объединение нубийских, таманских и нара. Нара в таком случае получается изолятом уровня группы, а не изолятом уровня семьи. Аналогично могло быть и с мероитским. Т. е. мероиты и нубийцы могли бы быть примерно как фракийцы (или иллирийцы) и греки внутри ИЕ семьи, быть может, если проводить аналогии (обычно неточные). Вообще интересно, насколько мероиты и нубийцы культурно различались или насколько были похожи. Есть ещё возможность, что мероиты вообще какая-то ветвь нубийцев, но это при скудных данных, наверное, фантастика.

Ответить