←  Новое время

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Легко ли быть пуританином?

Фотография Ученый Ученый 17.05 2013

cromw2.jpg

 

 

 

 

Движение пуритан основали английский протестанты, бежавшие от католического террора при королеве Марии, и познакомившиеся в Европе с идеями Кальвина. При Елизавете они вернулись на родину, где уже в конце правления «королевы-девственницы» стали ощутимо «раскачивать лодку» государственной англиканской церкви.  Они требовали «очистить» религию – заменить епископов выборными старейшинами, убрать из церквей украшения, запретить мессу и другие атрибуты «папизма». От слова puritas (чистота) и происходит название пуритан.

 

Единственным достойным человека занятием пуритане считали бизнес а благоволение бога с их точки зрения проявлялось только в обогащении и никак иначе. Из этой аксиомы вытекала необходимость жесточайшей экономии и отказа от радостей и развлечений. В средние века было огромное количество церковных праздников, когда запрещалось работать, а следовало пировать, веселиться или заниматься спортивными играми. Не ходить на такие праздники пуритане не могли, потому что церковная полиция грозила ослушникам большими штрафами, и стояли он мрачные и недовольные, не участвуя в общем веселье.

 

При первых Стюартах конфликт официальных властей с пуританами обострился. Яков I и Карл I проявляли абсолютистские тенденции и покушения на власть епископов казались им поползновениями против монархии. Множество пуритан бежали в  Северную Америку, где и основали колонию Массачусетс, начав процесс, закончившейся созданием США. В Англии сначала все радовались, что избавились от этих зануд, но когда стало ясно, какие огромные деньги были вывезены из страны, король Карл пригорюнился, но было уже поздно.

 

Впрочем, далеко не все пуритане уехали в Новый Свет. Религиозных диссидентов осталось вполне достаточно, чтобы развязать гражданскую войну, которая шла почти 10 лет с 1642 по 1651. В ходе войны к власти пришел успешный генерал и фанатик-пуританин Оливер Кромвель. Некоторые считают его сумасшедшим или человеком, случайно пришел к власти, но это не помешало ему развить бурную деятельность. Кромвель настоял на казни короля Карла и ни много ни мало основал в Англии республику, которую возглавил, приняв титул лорда-протектора.

 

Несмотря на то, что Кромвель неоднократно высказывался в поддержку веротерпимости, в его правление населению навязывались пуританские нормы поведения. Поскольку греховные радости были предосудительными, Кромвель закрыл многие таверны и все театры. Многие спортивные развлечения были также запрещены. Детей, играющих в футбол в воскресенья, пороли розгами. Ругательства наказывались штрафом, за повторное сквернословие отправляли в тюрьму.

 

Воскресенье было святым днем, большая часть работ в этот день запрещалась. Женщин, пойманных за работой, не вызванной крайней необходимостью, в воскресенье, заковывали в колодки. Прогулка в воскресенья (кроме посещения церкви)  могла наказываться штрафом. Чтобы жизнь не казалась медом, один день в месяц был постным – в этот день нельзя было ничего есть.

 

Поскольку Кромвель правил при помощи армии, то надзор за выполнением религиозных и моральных предписаний поручался солдатам. Женщины и девушки должны были выглядеть благопристойным образом. Макияж запрещался, если солдаты замечали нарушения, то стирали макияж на месте. Цветные платья тоже запрещались, следовало носить длинное черное платье, закрывавшее даму от шеи до пят. Дамы также носили белый передник, и белую повязку, закрывавшую волосы. Мужчины должны были одеваться в черное и носить короткую стрижку.

 

Кромвель запретил праздновать рождество. То есть можно было молиться и предаваться размышлением о рождении Христа, а вот устраивать застолье или веселиться каким-либо иных образом не разрешалось. Солдатские патрули отбирали обнаруженные праздничные кушанья и украшения. Интересно отметить, что сам Кромвель развлекался музыкой, охотой и игрой в боулинг. Когда его дочь вышла замуж, он устроил «старорежимные» празднества без каких-либо ограничений.

 

Смысл его политики заключался в том, что он хотел побудить англичан не растрачивать силы на бессмысленные развлечения, а участвовать во внешней экспансии с целью создания пуританской империи. Ему удалось колонизовать Ямайку и захватить Дюнкерк (это было очень престижным), но дальше этого дело не пошло. Кромвель смог усмирить вечно мятежную Ирландию, но достиг он этого крайней степенью жестокости. Он поголовно уничтожил всех мятежников, включая и сдавшихся в плен, а ирландских детей отправил в Вест-Индию, где их использовали как рабов на сахарных плантациях.

 

Несмотря на внешнеполитические успехи, военная диктатура была непопулярна среди населения. Вскоре  после смерти Кромвеля в 1658 г., его сын отказался от власти, и на престол вернулся сын казненного короля. Новый король пообещал англичанам снова открыть театры. Карл II эксгумировал труп Кромвеля, судил его за «цареубийство», и повесил скелет на виселице. Впрочем, видимо, многие потомки одобряют деятельность Кромвеля, его памятник стоит перед британским парламентом, который он когда-то защищал от короля.

 

 

 

Ответить

Фотография Sergeis64 Sergeis64 23.08 2013

Ну в общем то видимо пуританство появилось как противодействие "более свободному" образу жизни в Англии того времени :-) Так что видимо выбор был и кто то его делал в пользу пуританства, а кто то нет...

Ответить

Фотография Ученый Ученый 23.08 2013

Ну в общем то видимо пуританство появилось как противодействие "более свободному" образу жизни в Англии того времени :-) Так что видимо выбор был и кто то его делал в пользу пуританства, а кто то нет...

Особенно свободный образ жизни наступил, после отмены пуританства Кромвеля, то есть во время Реставрации. Об этом подробно написали Рочестер и другие деятели той эпохи. Например несколько высокородных джентльменов напились и стали пИсать с балкона на прохожих, за что подверглись судебному преследованию. Но были и полезные нововведения - женские роли разрешили играть женщинам, в то время как раньше их играли молодые мужчины. Эти мужчины специально изучали женские манеры поведения и были уверены, что ни одна женщина с ними не сравниться. Это было важной реформой, поскольку англичане придают театру очень большое значение. Большой спасибо Вам за реплику, у нас трудно с кем-нибудь поговорить о Зап.Европе.

Ответить

Фотография Sergeis64 Sergeis64 24.08 2013

Для Чарльза 1го проблемы наступили частично тогда когда он начал давать советы по церковным вопросам, в частности шотландцам. Действительно во времена Англия превзошла себя в щегольстве и кутежах. Чатично ето было видимо завезано Чарльзом 2м из Франции. Потом все устали от пуританства и сплошных запретов.
Вообще то мой интерес в АГВ довольно однобокий- военная история- армия новой модели, Нейсби и т д...

Ответить

Фотография Ученый Ученый 24.08 2013

Для Чарльза 1го проблемы наступили частично тогда когда он начал давать советы по церковным вопросам, в частности шотландцам. Действительно во времена Англия превзошла себя в щегольстве и кутежах. Чатично ето было видимо завезано Чарльзом 2м из Франции. Потом все устали от пуританства и сплошных запретов.
Вообще то мой интерес в АГВ довольно однобокий- военная история- армия новой модели, Нейсби и т д...

Военные достижения Кромвеля весьма впечатляют, особенно покорение Ирландии, и захват Дюнкерка, Чарлзу 2 не удалось достигнуть ничего подобного. Постоянная армия очень дорого стоила, в основном из-за этого диктатура наверно и не прижилась.  Я где-то слышал, что в Англии нет драгоценностей старше 17 века, их всех переплавили чтобы заплатить солдатам Кромвеля.

Ответить

Фотография Sergeis64 Sergeis64 24.08 2013

Вполне есть драгоценности- и преримские и римские и англороманские и саксонские и норманнские- не все же переплавили и что то нашли совсем недавно- один Саттон-Ху чего стоит.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 24.08 2013

Вполне есть драгоценности- и преримские и римские и англороманские и саксонские и норманнские- не все же переплавили и что то нашли совсем недавно- один Саттон-Ху чего стоит.

тогда все ОК :unsure:

Ответить

Фотография Sergeis64 Sergeis64 27.08 2013

Добравшись до своих книжек по АГВ я совсем не вижу никаких екстраординарных мер связанных с оплатой, вплоть до переплавки драгоценностей. У меня нет данных оплаты королевской армии но есть роспись оплаты Армии Нового Строя- вполне приемлемые цифры. К томуже в какой то период прожиточный минимум упал по стране и зарплаты были изменены...

Ответить

Фотография fnool fnool 27.08 2013

К (необычным для своего времени) свершениям Кромвеля стоит добавить отмену эдикта об изгнании евреев из Англии, действовавшего почти 4 века (с 1290 г.). Не будь его, как знать, смог бы Бенджамин Дизраэли стать через 2 века 2-жды премьер-министром Великобритании и создателем Британской империи.
 
С юбилеем, г-н Ученый! 38.gif
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 27.08 2013

Военные достижения Кромвеля весьма впечатляют...

Одна из любимых моих исторических личностей...

 

 

 

Постоянная армия очень дорого стоила, в основном из-за этого диктатура наверно и не прижилась.  Я где-то слышал, что в Англии нет драгоценностей старше 17 века, их всех переплавили чтобы заплатить солдатам Кромвеля.

Ну, от Елизаветинской эпохи немало чего осталось. Хотя это в основном архитектура... По монетам и произведениям искусства надо поискать. всё-таки сомневаюсь, чтобы не осталось ничего. Тем более от елизаветинской (=шекспировской) эпохи.

Множество Елизаветинских монет, а также монеты Карла Первого (знать, даже из современного Кромвелю не всё переплавили) и монеты "Коммонвелф" (кромвелевские):

http://stjauctions.c...s/SJA1part2.pdf

 

Елизаветинский клад монет:

http://www.britnumso...69_BNJ_38_9.pdf

 

Коллекция Альфреда Читти из Музея Виктории даёт новые примеры старинных английских монет докромвелевского периода (вижу как самые ранние - монеты 1560 года, хотя там 61 страница, и может быть есть монеты старее):

http://museumvictori...itty-collection

 

Англо-ирландские монеты Елизаветы:

http://www.mernick.o...ey/article1.htm

 

Немного из книги 19 века по нумизматике (включая цены). О первой золотой монете в Англии (DYE'S COIN ENCYCLOPEDIA: A COMPLETE ILLUSTRATED HISTORY OF THЕ * Coins of the World, 1883 год издания):

The first gold coin of England was issued A. D. 1257 by
Henry III. In the archives of the city of London appears the
following passage :
" It may, perhaps, appear strange that
Henry III., in the height of his distress for want of money,
should be the first prince that ever struck gold coins in England.
" The piece he caused to be struck was of pure gold, and
weighed two sterlings ; it was to pass in the usual proportion
of gold to silver at that time for twenty sterlings or pennies in
silver."
Displeased with gold as a medium for money, in less than
three months after its issue, on Sunday, November 4th, 1257,
the citizens of London made a clamorous representation against
it. King Henry III. was so willing to oblige them that he
published a proclamation, declaring that nobody was obliged to
take it, and whoever did might bring it to his exchange, and
receive there the value at which it had been made current, a
half-penny only being deducted for the coinage. Henry, in his
straits for money, was forced, twelve years later (21st July,
1269), to issue another proclamation, giving this coin a forced
circulation of 24 instead of the original 20 pennies.
The Obverse exhibits the King, Henry III., on a chair or
throne, in his royal robes, crowned, having in his right hand a
very neat sceptre, which passes under his arm, and is formed of
six pearls or pellets ; in his left hand, outstretched, he holds a
royal globe, surmounted, but not touched, by a Coptic cross,
composed of four pearls or pellets, and a sort of mosaic work
appears at, behind, and under his feet. Legend :
" IIENRICUS
REX in." (Henry III., King). The Reverse has a long cross
extending to the edge of the piece, in order to prevent filling or
clipping; dividing the lettered circle, in the interstices of the
cross, are four very neat roses between three small pellets. Legend
:
" WILLEM ON LUND." The minter name and London,
the city where minted. Weight: 45 grains. Fineness: 995.
Value: $1.92.825. As this gold penny weighed 2 silver pennies,
and was current for 20 of silver, had they been of as fine

silver as that was of fine gold, the proportion would have been
as 1 to 10; but, as the silver penny contained no more than 37
parts in 40 of fine silver, therefore it was of no more than 1 to
9J. Finally, when the gold penny was raised from 20 pennies
to 2 shillings, the proportion raised as 1 to HT'O.
The next gold coinage occurs in the eighteenth year of the
reign of Edward III., 1344, and was called the "Florin,"
which had upon the field of the Obverse two leopards, and the
Half Florin, which had but one, while the Quarter Florin, a
royal helmet with a lion guardant-passant at the top, the whole
upon a mantle strewn with lilies of France. Legend: "EDWR.
R. ANGL. z. FRANC. D. RISER" (Edwardus Rex Angliae, Franciae
Dominus Hiberniae, Edward, King of England and France,
Master of Ireland). Reverse: A cross composed of treble lines
of pearls or pellets, with a small rose in the centre. Legend :
" EXALTABITUR IN GLORIA" (He shall be exalted in glory).
Weight of the Florin : 108 grains ; Half Florin : 54 grains ;
and the Quarter: 27 grains troy. Fineness: 995. Value:
$4.62.780 the Florin; $2.31.390 the Half; and $1.15.695 the
Quarter.

...

и т. п.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 27.08 2013

Одна из любимых моих исторических личностей...

 

 

 

Ну, от Елизаветинской эпохи немало чего осталось. Хотя это в основном архитектура... По монетам и произведениям искусства надо поискать. всё-таки сомневаюсь, чтобы не осталось ничего. Тем более от елизаветинской (=шекспировской) эпохи.

Множество Елизаветинских монет, а также монеты Карла Первого (знать, даже из современного Кромвелю не всё переплавили) и монеты "Коммонвелф" (кромвелевские):

http://stjauctions.c...s/SJA1part2.pdf

 

Елизаветинский клад монет:

http://www.britnumso...69_BNJ_38_9.pdf

 

Коллекция Альфреда Читти из Музея Виктории даёт новые примеры старинных английских монет докромвелевского периода (вижу как самые ранние - монеты 1560 года, хотя там 61 страница, и может быть есть монеты старее):

http://museumvictori...itty-collection

 

Англо-ирландские монеты Елизаветы:

http://www.mernick.o...ey/article1.htm

 

Немного из книги 19 века по нумизматике (включая цены). О первой золотой монете в Англии (DYE'S COIN ENCYCLOPEDIA: A COMPLETE ILLUSTRATED HISTORY OF THЕ * Coins of the World, 1883 год издания):

The first gold coin of England was issued A. D. 1257 by
Henry III. In the archives of the city of London appears the
following passage :
" It may, perhaps, appear strange that
Henry III., in the height of his distress for want of money,
should be the first prince that ever struck gold coins in England.
" The piece he caused to be struck was of pure gold, and
weighed two sterlings ; it was to pass in the usual proportion
of gold to silver at that time for twenty sterlings or pennies in
silver."
Displeased with gold as a medium for money, in less than
three months after its issue, on Sunday, November 4th, 1257,
the citizens of London made a clamorous representation against
it. King Henry III. was so willing to oblige them that he
published a proclamation, declaring that nobody was obliged to
take it, and whoever did might bring it to his exchange, and
receive there the value at which it had been made current, a
half-penny only being deducted for the coinage. Henry, in his
straits for money, was forced, twelve years later (21st July,
1269), to issue another proclamation, giving this coin a forced
circulation of 24 instead of the original 20 pennies.
The Obverse exhibits the King, Henry III., on a chair or
throne, in his royal robes, crowned, having in his right hand a
very neat sceptre, which passes under his arm, and is formed of
six pearls or pellets ; in his left hand, outstretched, he holds a
royal globe, surmounted, but not touched, by a Coptic cross,
composed of four pearls or pellets, and a sort of mosaic work
appears at, behind, and under his feet. Legend :
" IIENRICUS
REX in." (Henry III., King). The Reverse has a long cross
extending to the edge of the piece, in order to prevent filling or
clipping; dividing the lettered circle, in the interstices of the
cross, are four very neat roses between three small pellets. Legend
:
" WILLEM ON LUND." The minter name and London,
the city where minted. Weight: 45 grains. Fineness: 995.
Value: $1.92.825. As this gold penny weighed 2 silver pennies,
and was current for 20 of silver, had they been of as fine

silver as that was of fine gold, the proportion would have been
as 1 to 10; but, as the silver penny contained no more than 37
parts in 40 of fine silver, therefore it was of no more than 1 to
9J. Finally, when the gold penny was raised from 20 pennies
to 2 shillings, the proportion raised as 1 to HT'O.
The next gold coinage occurs in the eighteenth year of the
reign of Edward III., 1344, and was called the "Florin,"
which had upon the field of the Obverse two leopards, and the
Half Florin, which had but one, while the Quarter Florin, a
royal helmet with a lion guardant-passant at the top, the whole
upon a mantle strewn with lilies of France. Legend: "EDWR.
R. ANGL. z. FRANC. D. RISER" (Edwardus Rex Angliae, Franciae
Dominus Hiberniae, Edward, King of England and France,
Master of Ireland). Reverse: A cross composed of treble lines
of pearls or pellets, with a small rose in the centre. Legend :
" EXALTABITUR IN GLORIA" (He shall be exalted in glory).
Weight of the Florin : 108 grains ; Half Florin : 54 grains ;
and the Quarter: 27 grains troy. Fineness: 995. Value:
$4.62.780 the Florin; $2.31.390 the Half; and $1.15.695 the
Quarter.

...

и т. п.

Британское общество питало неприязнь к постоянной армии, то ли из=за расходов на ее содержание, то ли из-за возможного вмешательства военных в гражданские дела. Отвращение к униформе привело к тому, что до первой половины 19 века в Англии не было регулярной полиции, а когда она появилась полисмены носили цилиндры, чтобы иметь наружный вид джентльменов.

 

Кто-то из русских князей кажется чеканил золотую монету под названием типа "златник", Николай 1 чеканил фальшивые (в смысле нелегальные, золото было настоящее) голландские золотые гульдены для оплаты различных спецопераций. Голландцы знали но боялись возражать, протест последовал только после смерти Николая.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 27.08 2013

К (необычным для своего времени) свершениям Кромвеля стоит добавить отмену эдикта об изгнании евреев из Англии, действовавшего почти 4 века (с 1290 г.). Не будь его, как знать, смог бы Бенджамин Дизраэли стать через 2 века 2-жды премьер-министром Великобритании и создателем Британской империи.
 
С юбилеем, г-н Ученый! 38.gif

Пуритане любили Ветхий завет, его суровость соответствовала их строгим нравам, они охотно принимали чуднЫе ветхозаветные имена, все это видимо и подвело их к разрешению евреям вернуться в Англии. У.Черчилль сказал  - в Англии нет антисемитизма, поскольку англичане единственный народ, который не считает себя глупей евреев))) Это преувеличение, но в конце 19 века - начале 20 века евреям в Британии жилось лучше чем на континенте.



Добравшись до своих книжек по АГВ я совсем не вижу никаких екстраординарных мер связанных с оплатой, вплоть до переплавки драгоценностей. У меня нет данных оплаты королевской армии но есть роспись оплаты Армии Нового Строя- вполне приемлемые цифры. К томуже в какой то период прожиточный минимум упал по стране и зарплаты были изменены...

Я помню что различные перепитии гражд.войны вызывали санкцию парламента на выплату сотен тысяч фунтов (например шотландским солдатом, за выдачу короля), армия кромвеля тоже наверно обходилась недешево.

Ответить

Фотография Болингброк Болингброк 16.09 2015

Современное четкое разграничение нарушений, наказуемых государством, и «грехов», не подлежащих компетенции суда, не вошло еще тогда так прочно, как впоследствии, в сознание людей. Средневековые идеи были еще живы, и церковные суды, хотя уже и с меньшей властью, все еще существовали для наказания за «грехи». Действительно, пресвитерианская церковь в Шотландии более сурово наказывала за сексуальные преступления, чем когда-либо была в состоянии наказать католическая церковь. В Англии Лода церковные суды пытались действовать в этом же роде, но более осторожно, хотя и не менее свирепо. «Вольнодумцы» объединились с пуританами в нападках на епископские суды, но по совершенно различным причинам. «Вольнодумцы» возражали против того, чтобы людей заставляли стоять в белой простыне напоказ публике в наказание за нарушение супружеской верности или за распутство. Пуритане, наоборот, еще решительнее, чем епископ, настаивали и а том, что «грех» должен быть наказан, только они считали, что наказывать должен не епископ, а они. В результате получалось, что англичане сбросили с себя сначала ярмо епископа, а затем и ярмо пуританина; попытка наказывать в судебном порядке людей за «грехи» провалилась после реставрации монархии и никогда серьезным образом не возобновлялась к югу от границы с Шотландией.

При господстве английских пуритан искоренение порока было возложено не на церковные, а на обычные светские суды. В 1650 году был проведен закон о наказании смертью за нарушение супружеской верности, и это дикое наказание действительно применялось в двух или трех случаях. После того как даже пуритане-присяжные отказались выносить приговоры, эта попытка провалилась. Но в этот период общественное мнение поддерживало закон о запрещении дуэлей, применявшийся более успешно, пока после реставрации не была восстановлена свобода для убийц-дуэлянтов. Использование солдат для обхода частных домов в Лондоне с целью проверки, не нарушается ли суббота и соблюдаются ли установленные парламентом посты (а при таких обходах солдаты обычно уносили найденную в кухне пищу), вызывало самое резкое негодование. Такое же негодование вызвал во многих местах запрет обрядного обычая, по которому накануне майского праздника рубили молодые деревья для украшения жилищ, а также запрет состязаний в воскресенье после полудня. Однако гонение на «субботние» развлечения в основном сохранилось и после реставрации монархии. Несмотря на англиканскую и либеральную реакцию 1660 года, пуритане навсегда наложили свой мрачный отпечаток на «английское воскресенье».

Ужасная мания «охоты на ведьм», обычная для католических и протестантских стран в период религиозных войн, в Англии была распространена меньше, чем в других странах, но достигла своего высшего развития в первой половине XVII века. Она была вызвана искренней верой всех классов общества, включая наиболее образованные, в существование колдовства. Эти преследования «ведьм» прекратились, когда в конце XVII и в начале XVIII века правящий класс стал скептически относиться к этому вопросу, что побудило его прекратить «охоту на ведьм», несмотря на то, что народные массы еще продолжали верить в колдовство.

(Джордж Маколей Тревельян. История Англии от Чосера до королевы Виктории. – Смоленск: Русич, 2002. – С. 250-252)

 

Английские пуритане, как и их единоверцы в Массачусетсе, активно занялись искоренением порока. Все азартные игры и пари были запрещены. В 1650 г. был принят закон, в соответствии с которым супружеская измена каралась смертью; единственное, что могло смягчить жестокость наказания — невозможность убедить присяжных в виновности обвиняемого. Яростным нападкам подверглось пьянство, множество пивных оказались закрытыми. Употребление бранных слов считалось преступлением и наказывалось штрафом, причем размер последнего зависел от положения человека в обществе: герцог платил тридцать шиллингов, барон — двадцать шиллингов, помещик — десять. Простолюдин мог излить свои чувства за три шиллинга. Но и за эти деньги дозволялось не многое: так, одного несчастного оштрафовали за слова «Бог мой свидетель», а другого за выражение «Клянусь моей жизнью». За дисциплиной и нравственностью следили строго. Церковные праздники рассматривались как предрассудки; им на смену пришли ежемесячные постные дни. Особенно яростную враждебность пуританских фанатиков вызывало Рождество. Парламент был глубоко озабочен той свободой, которую давал этот праздник святотатственным, чувственным удовольствиям. На Рождество, перед обедом, по Лондону ходили солдаты, имевшие право беспрепятственно заходить в любой дом и забирать кушанья из кухонь и печей. Повсюду подглядывали и подслушивали.

По всей стране были снесены майские столбы, так как старые деревенские танцы вокруг них вели к распущенности. Наказывали за прогулки по субботам, если только человек не шел в церковь, и штрафовали за то, если кто-нибудь осмеливался отправиться в соседний приход послушать проповедь. Обсуждалось даже предложение запретить людям сидеть у дверей своего дома или прислоняться к ним в субботу. С травлей медведей и петушиными боями покончили просто и эффективно — медведей отстреливали, а петухам сворачивали шеи. Запрет пал на все виды спорта, скачки и борьбу. Предпринимались попытки законодательно закрепить использование украшений — как мужских, так и женских.

В те годы желание получить должность или продвинуться по службе часто вело к лицемерию.

Так как постное выражение лица, возведенные к небесам глаза, гнусавый выговор и речь, приправленная цитатами из Ветхого Завета, были средствами добиться милости и расположения, то помимо тех, для кого эти черты были естественным образом свойственны, находились люди, которые подстраивались под угодный власть имущим тон. Подобные ханжи часто пополняли ряды армии, состоящей из дисциплинированных пуритан самого строгого толка, постоянно требовавших увеличения своих рядов и своего жалованья и не допускавших ни малейшего сопротивления. Армейские генералы и полковники быстро прибрали к рукам богатые земельные угодья из числа прежних владений короны: Флитвуд стал хозяином Вудстока, Ламберт — Уимблдона, О'Кей — Эмптхилла, Прайд — Ноунсача. Хейзелригг и Берч завладели обширными землями, принадлежащими епископствам Дарем и Хертфорд. Однако основная масса населения воспринимала правление Кромвеля как бесконечную, мелочную тиранию. Протекторат внушил к себе такую ненависть, какую не вызывало ни одно другое правительство до или после него. Англичане осознали, что ими управляет власть, действия которой никак не контролируются. Ненависть к военной диктатуре становилась все сильнее еще и. потому, что не находила выражения. Прежде короли разоряли знать и облагали налогами богачей, но теперь на вершине власти находились те, кто занял свое место, совершив множество преступлений и поправ все законы. Они присвоили себе право определять порядок жизни и привычки каждого гражданина, каждой деревни, меняя традиции и обычаи, складывавшиеся в течение многих веков. Что же удивительного в том, что, сидя под развесистыми дубами, люди тепло вспоминали «добрые старые времена» и мечтали о тех днях, когда «король снова вступит в свои права»?

(Уинстон Черчилль. Британия в Новое время)

 Заметим, кстати, что пуританином был не только Оливер Кромвель, но и человек, о котором мы в детстве обычно узнаём раньше, чем о Кромвеле, но не задумываемся о его пуританстве. А именно Томас Сойер. Причём он, как и другие жители его городка, принадлежал к более правому направлению в кальвинизме, чем индепендент-Кромвель, а именно к  пресвитерианству.  Известно, что хотя  Твен, писал что Том списан как минимум с трёх мальчиков, основным прототипом его был всё-таки сам Сэмюэл Клеменс. Не означает ли это, что в детстве Марк Твен был пуританином?

 

 И чем распущеннее какая-нибудь великовозрастная школьница, чем меньше в ней религиозного чувства, тем набожнее, длиннее и строже мораль ее классных сочинений. Впрочем, довольно об этом, ибо суровая правда приходится по вкусу не многим…

Потом появилась смуглая, черноглазая, черноволосая девица, выдержала эффектную паузу, сделала трагическое лицо и начала нараспев:

ВИДЕНИЕ

Темна была бурная ночь. Вокруг небесного престола не мерцала ни единая звездочка; но глухие раскаты грома постоянно раздавались в ушах, а бешеная молния бушевала, пируя, в облачных чертогах небес, словно она презирала ту власть, которой укротил ее бешенство знаменитый Франклин! Даже буйные ветры единодушно решили покинуть свои тайные убежища и неистовствовали, как бы пытаясь придать еще более ужаса этой потрясающей сцене.

В эту годину мрака и отчаяния душа моя жаждала участия души человеческой, — вот ко мне явилась она —

Мой лучший друг, мой идеал, наставница моя,

Развеяла мою печаль, утешила меня.

Она шествовала, как одно из тех небесных созданий, какие являются в грезах юным романтическим душам на осиянных дорогах эдема, царица красоты, не украшенная никакими драгоценностями, только собственной непревзойденной прелестью. Так тиха и беззвучна была ее нежная поступь, что, если бы не магический трепет, внушенный мне ее прикосновением, она прошла бы мимо, незамеченная, подобно другим красавицам, не выставляющая свою красу напоказ. Печать неразгаданной скорби лежала у нее на лице, как заледенелые слезы на белоснежном одеянии Декабря, когда она указала перстом на борьбу враждующих стихий и приказала мне обратить мою мысль на тех двоих, что присутствуют здесь.

Этот кошмар занимал десять страниц и заканчивался необыкновенно суровой проповедью, сулившей такие ужасные кары тем, кто не принадлежит к пресвитерианской церкви, что его удостоили высшей награды. Мэр города, вручая автору награду, произнес горячую речь; по его словам, он “никогда не слыхал ничего красноречивее” и “сам Дэниэл Уэбстер мог бы гордиться подобным шедевром ораторского искусства”.

(Марк Твен. Приключения Тома Сойера)


Сообщение отредактировал Болингброк: 16.09.2015 - 17:15 PM
Ответить

Фотография Болингброк Болингброк 26.09 2015

Ещё пару слов, о взаимоотношениях пуританства и искусства. Кальвин ненавидел искусство. Но пуритане относились к искусству по-разному. Из опубликованного материала видно, что фанатик-Кромвель был неравнодушен к музыке. Не менее знаменитый пуританин, чем Кромвель – Исаак Ньютон. Ньютон был человеком, котрый был равнодушен к искусству и развлечениям,  но не только и не столько из-за «идеологических» соображений, сколько из-за склада своего характера, сложившегося, впрочем под сильным влиянием кальвинизма. Один из его советских биографов писал: «Что действительно мало трогало Ньютона – так это лондонские развлечения. Кондуитт писал, что он вообще никогда не интересовался музыкой или искусством. Это не вполне точное замечание, потому что известен отзыв Ньютона, рассказывавшего о своём посещении оперы: «Первый акт я прослушал с удовольствием, во втором акте моё терпение истощилось, а с третьего я сбежал…»

Интерес его к живописи и скульптуре был скорее утилитарного толка – он смотрел на них лишь как на предметы, предназначенные украшать жилище. В библиотеке Ньютона нет следов более или менее современной ему литературы, в частности английских классиков – Чосера, Спенсера, Шекспира и Мильтона. Поэзия отсутствовала начисто. Это свидетельствовало об определённой позиции – Ньютон считал поэзию хотя и исполненной благородства, но наивной чепухой. И всё же он позавидовал своему сочлену по Королевскому обществу поэту Джону Донну, сумевшему сказать великие слова о том, что человек — не остров: «Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе». Однажды в сердцах он сказал: «Лучше бы я стал поэтом!»

Его главным увлечением по-прежнему оставалась наука, а любимым занятием – посещения Королевского общества». (Карцев В.П. Ньютон. – Молодая гвардия, 1987).

Современником Кромвеля и Ньютона был ещё один великий пуританин – Джон Мильтон. Мильтон – соратник Кромвеля, член его правительства. Не знаю, как он относился к другим видам искусства, но к литературе и такому её жанру как поэзия – положительно, ибо сам был поэтом. И великим поэтом. Этот автор поэм «Потерянный Рай», «Возвращённый Рай» и «Самсон борец» стал классиком английской и мировой литературы. Должное ему отдавал даже Остап Бендер. К кстати источником вдохновения Мильтона была Библия. Вполне по-пуритански.

Ответить

Фотография shutoff shutoff 15.10 2015

Легко-ли быть пуританином? Легко, если привыкнешь с малых лет...
Ответить

Фотография Стефан Стефан 26.01 2020

ПУРИТА́НЕ (англ. Puritans, от лат. puritas – чистота), одно из течений протестантизма во 2-й пол. 16 – 17 вв. Объединило широкий круг англ. протестантов, недовольных компромиссным характером вероучения Англиканской церкви. Термин возник в 1560-х гг. как прозвище сторонников очищения Церкви Англии от элементов католич. вероучения.

 

Возникновение П. связано с попытками части англ. духовенства инициировать более радикальную церковную реформу во время заседаний парламента 1559 и конвокации (собрание духовенства) 1563–1567, а также с выступлениями против церковного единообразия (в частности, спором об облачениях сер. 1560-х гг.), не получившими поддержки королевы Елизаветы I Тюдор и церковных властей. С нач. 1570-х гг. осн. объектами критики офиц. Церкви стали епископат и церковная иерархия. Идею их замены пресвитерианским устройством Церкви (см. в ст. Пресвитериане) высказал в 1570 Т. Картрайт (ок. 1535 – 1603) в своих лекциях в Кембриджском ун-те, позднее она была выражена в «Наставлении парламенту» («Admonition to the Parliament»), написанном Т. Уилкоксом (ок. 1549 – 1608) и Дж. Филдом (1545–88) в 1572. Наряду с умеренным пресвитерианским направлением, с 1580-х гг. из числа П. выделились более радикальные индепенденты.

 

Многие П. во 2-й пол. 16 в. подвергались преследованиям властей, однако популярность их идей росла. В 1603 королю Якову I Стюарту была подана петиция с предложениями по очищению Церкви Англии от католич. обрядов, подписанная тысячей священников, однако в янв. 1604 король согласился только на внесение незначит. изменений в Книгу общих молитв, что не устроило большинство П. Несмотря на продолжавшиеся преследования, особенно усилившиеся в правление Карла I Стюарта, из-за которых многим П. пришлось бежать из Англии (в т. ч. в Америку), к сер. 17 в. П. стали мощной политич. силой и сыграли значит. роль в Английской революции 17 в. После реставрации Стюартов в 1660 часть П. присоединилась к офиц. Церкви Англии, часть – к разл. течениям нонконформистов (конгрегационалисты и др.).

 

 

Лит.: Hill C. Society and puritanism in pre-revolutionary England. L., 1964; Lake P. Moderate Puritans and the Elizabethan church. Camb., 1982; Collinson P. English Puritanism. L., 1983; The Cambridge companion to Puritanism / Ed J. Coffey, P. Lim. Camb., 2008.

 

Таубер В.А. Пуритане // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/rel...es/text/3173362

Ответить

Фотография Ученый Ученый 26.01 2020

Легко-ли быть пуританином? Легко, если привыкнешь с малых лет...

Диктатура Кромвеля длилась меньше 10 лет, и большинство англичан страдало от отсутствия обычных увеселений - театра, пьянства и танцев. После реставрации Стюартов были открыты все театры, а спустя некоторое время женщины были допущены на сцену, что раньше запрещалось. Не обошлось и без разгула роскоши и разврата.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 26.01 2020

К (необычным для своего времени) свершениям Кромвеля стоит добавить отмену эдикта об изгнании евреев из Англии, действовавшего почти 4 века (с 1290 г.).

Кромвель даже намеревался принять официальный парламентский билль о приглашении евреев в Англию, но столкнувшись с массовыми протестами, отказался от своего намерения. Тем не менее нескольким сотням марранов было разрешено вернуться на туманный Альбион.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 26.01 2020

ПУРИТАНСКАЯ КУЛЬТУРА И СЕКС

 

В XVII в. в Англии возникло религиозное течение, сторонники которого стремились очистить англиканскую церковь от всевозможных наслоений. Это были пуритане, которые положили начало сексуальной культуре, названной пуританской и имеющей широкую сферу влияния.

 
Победа пуритан под предводительством Кромвеля быстро усилила их влияние. Они выступали против всех удовольствий, в том числе и сексуальных. Пуритане неохотно принимали участие в развлечениях, ибо последние отрывали от работы, которая стала для них своеобразным культом. В праздники и в воскресенья должны были совершаться богослужения. Стремление силой навязать обществу ригористическое законодательство в делах морали привело к политическому упадку пуритан. Во времена Карла II пуританские обычаи были подвергнуты критике, сохранились они лишь частично в установках относительно труда. Оппозиция по отношению к пуританству вызвала своеобразный сексуальный бум. Известен принцип, согласно которому чем больше ограничивают и подавляют секс, тем больше проявляется в этом крайностей. Свободный секс стал доминировать в Англии XVII в. Двор был примером сексуальной разнузданности. Актрисы занимались проституцией. Во всем мире были известны английские бордели, сексуальные клубы, брак толковался как договор.

 

Такое отношение к пуританской морали продолжалось до конца XVIII в. Постепенно она оживает в так называемом викторианстве. которое было реакцией на ослабление обычаев. В период викторианства подчеркивалась особая роль семьи, брака. Основная задача женщины — хорошо вести домашние дела, получила распространение модель ангелоподобной, асексуальной, невинной женщины. От сексуальной темы стали уклоняться в разговорах, воспитании, литературе. Прикрывались даже ножки у фортепиано. Корсеты делали плоским бюст, кринолины закрывали ноги. Врач обследовал больных через одежду.

Постепенно пуританская культура приобретала черты ханжества. Цензура кастрировала произведения классиков, даже из медицинских журналов и книг изымалось все, что могло задевать мнимое моральное чувство. Появился соблазн мастурбации, который надолго повлиял на установки относительно тела. Мастурбация трактовалась как грех, вредный для здоровья, она якобы вызывала психические отклонения, импотенцию, слепоту. Применялись жестокие методы по ее пресечению, врачи рекомендовали даже кастрировать детей, проявляющих сексуальный интерес и активность.

 

 

Вокруг тела старались поставить барьер — одевались всяческие бандажи и пояса. Некий Тиссо издал труд, посвященный мастурбации в котором он пугал ее последствиями, считал, что излияние семени опасно для здоровья. Его взгляды долго довлели над установками относительно мастурбации. К сексуальному сожительству относились со страхом, предостерегали от частого сожительства, которое якобы могло привести к истощению, помешательству. Постепенно усиливались строгости в воспитании и возрастали требования, особенно к женщинам.

 

 

Викторианское влияние в XIX в. весьма быстро проникло из Англии в Европу. Оно охватило широкие социальные круги, главным образом мещанство. Помимо экономических, политических и нравственных факторов, способствовавших распространению пуританской культуры, ее поддерживали и укрепляли врачи. Медицина оказала здесь негативное влияние на отношение к сексу, и это дает о себе знать и сегодня. Кроме упомянутого уже Тиссо другой врач — Бенджамин Раш — пугал негативными последствиями секса, приводил примеры смертей, наступивших в момент сексуального возбуждения. Французский хирург Клод-Франсуа Лальман писал, что семяизвержение и поллюция часто приводят к психическим заболеваниям. Английский врач Джемс Скотт расширил понятие мастурбации на прерываемые, оральные и другие формы сношения и педерастию. Медицинские учебники, научно-популярные издания пестрели сообщениями о последствиях секса, от которых стыла кровь. Сексуальная аскеза становится модным лозунгом, но уже не имеет под собой религиозного обоснования. Медицина многие болезни объясняла сексуальной активностью, рекомендовала драконовские оперативные методы лечения, кастрацию лекарствами, электрошоки, прижигание в мочевом канале и т. д.

 

 

Сексуальная жизнь имела оправдание лишь с точки зрения возможности зачатия. Супругам рекомендовали сожительство один раз в месяц, прекращать сношения, когда женщина находилась в периоде климакса. Женщин предостерегали от переживания сексуальных удовольствий. Госпожа Э. Уиллард утверждала в своих книгах, что оргазм ослабляет больше, чем ежедневный труд.

 

Гомосексуализм и сексуальные девиации отождествлялись с психическими заболеваниями, к тому же они подвергались суровому преследованию со стороны права. Следует добавить, что вслед за усилением пуританских установок шло уголовное законодательство. Во многих странах супружеская измена каралась тюремным заключением, но женщины при этом получали большие сроки.

 

Пуританское влияние распространилось и в Соединенных Штатах Америки. Библия регулировала все нормы и патологии, они интерпретировались так, чтобы подтвердить сексуальный ригоризм. Американские пуритане были более ригористичны, чем их собратья в Европе. Они создали драконовскую систему наказаний. Пуританские взгляды в Америке исповедовались и пиетизмом, но его последователи еще больше возражали против сексуального удовольствия. Пуритане и пиетисты создали общую систему обычаев на западе США.

Быстрое развитие пуританской культуры на Западе связано с экономическими факторами. Чувственность, эмоциональность рассматривались мещанством как угроза частной собственности. Кроме того, пуритане стремились к социальному успеху, хотели завоевать доверие масс и поэтому их мораль отделялась от Олимпа, представителем которого чаще всего была либертинская аристократия. В Америке пуритане стремились создать новый, чистый моральный мир.

 

 

Пуританская культура долго удерживалась на Западе, даже сейчас трудно говорить об ее упадке. Ее называют также буржуазным, мелкобуржуазным мышлением, ибо в этих слоях она имела и имеет больше всего последователей. Ее влияние было заметнее всего в Англии, Северной Америке. Голландии и там, куда простиралась англо-саксонская экспансия. Не без причины она связывается с протестантизмом, ибо свободная и индивидуальная интерпретация Библии чаще всего встречается в протестантизме, в его установках относительно секса проявляется больший ригоризм, начиная со времен Реформации.

В странах, где доминировала пуританская культура, существовали различные формы оппозиции. Развивался скрытый сексуализм, ведущий к двуличности в поведении. Мужчины, в частности, находили свои способы реализации сексуальных потребностей: публичные дома, порнография, гомосексуализм, конкубинат. В Северной Америке широко прибегали к принуждению к сексуальному сожительству рабов и индейцев. Двойная мораль мужчин не только была их личным делом, но она находила отражение в законодательстве. Чем больше усиливался нажим пуританства, тем активнее становились в обществе различные предохранительные клапаны, а вместе с ними двуличие. В XX в. на Западе эта ситуация привела к взрыву сексуальной революции.

 

 

В нынешнем столетии пуританство пережило несколько потрясений. Теория Фрейда пробила первую брешь в пуританстве. Опубликованная в 1926 г. книга Ван де Вельде «Совершенное супружество» ознаменовала очередной поход против пуританства. Сексуальная техника, запрещенная до »того времени, стала рассматриваться как норма, а сожительство — трактоваться как источник уз, как основа психической коммуникации. Исследования Кинси, описывая реальную сексуальную ситуацию совсем не так, как она представлялась в обыденном сознании, шокировали общественное мнение. Последующие социальные, политические, экономические изменения, научные исследования (которые одно за другим разбивали сексуальные стереотипы), молодежные движения подорвали устои пуританства. Общество охватила волна сексуальной анархии и сексуальной свободы. Лишь в последние годы устанавливается равновесие в этой области.

 

 

Пуританская культура является крайним выражением христианства в вопросах тела и секса. Корни этой культуры восходят к истокам европейской культуры, ее расцвет приходится на период английской буржуазной

революции, возникновения пуританского движения, а позже его реставрации в викторианской Англии. Эта культура в наибольшей степени была принята мещанством, что совпало с его пониманием труда, оппозицией против аристократического Олимпа. Она подтверждала право собственности. Пуританская культура надолго задержала развитие сексуальной культуры, исследования тиражировали многочисленные стереотипы и ошибочные представления, оказывавшие влияние на целые поколения (онанистический комплекс, страх перед поллюциями, принудительное сексуальное воздержание, подавление и вытеснение сексуальных потребностей). Психоанализ описал последствия, которые следовали из пуританства, их влияние на психическую жизнь. Может быть, в этом и состоит его наибольшая заслуга. Взгляды пуританских врачей дают о себе знать и сегодня. Многие сексуальные неврозы вытекают из ложных представлений о сексе.

Пуританство отбросило сексуальную культуру и арс аманди Запада на много лет назад. 

https://s30556663155...-kultura-i-seks

Ответить

Фотография Стефан Стефан 26.01 2020

В разговорном языке слова «пуританин» и «пуританский» (puritan) напоминают о суровости, моральной строгости — особенно в том, что касается отношений полов, вплоть до того, что пуританами могут иногда называть особенно ревностных и добродетельных католиков, что, конечно, абсолютно исторически неправильно, поскольку сами эти слова и связанные с ними коннотации неотделимы от английского протестантизма. Пуритане вполне заслужили свою репутацию блюстителей морали, поскольку они стремились вести воздержанный образ жизни, одеваться просто, в их среде было запрещено танцевать, смеяться и играть в игры, они отдыхали по субботам, говорили на проникнутом религиозным символизмом языке и проклинали любые проявления нечестивости с яростью, которой позавидовал бы сам Савонарола. В населенных пуританами деревнях, где пастор в окружении советников из числа уважаемых отцов семейств, имел юридическую власть, грехи, имевшие отношение к личной жизни верующих, например супружеская неверность и внебрачные половые связи, сурово наказывались. Слово «плотский» (carnal) в их словаре использовалось одновременно для обозначения грехов плоти и светских фривольностей, отвлекавших людей от исполнения духовного долга. Строгие пуритане не предавались созерцанию и размышлениям о мистической природе Бога, а, наоборот, проповедовали, что главная моральная задача верующего — трудиться. Именно поэтому бытовало мнение, что пуритане стремятся к мирскому успеху и обогащению и что финансовое благополучие для них является знаком Божьей благодати.

 

Слово «пуританский» (puritan) вошло в обиход в 1570 году, и уже тогда оно имело идеологическое значение. Оно происходит от прилагательного pure «чистый», а суффикс an (использующийся для образования «ученых» слов, например, «англиканский» — anglican) должен был подчеркнуть, что слово это имеет оттенок иронии. Это слово применяли к группам лиц и отдельным людям, которые возомнили себя единственными настоящими хранителями духа протестантизма, достигшего своего апогея при Кальвине. Сами эти люди так себя не называли. Иногда они описывали себя как precisians 1, поскольку их доктрина основывалась на тщательном (precise - «точном») прочтении Священного Писания, а не на интерпретациях и экстраполяциях, которые, по их мнению, Римская католическая церковь порождала на протяжении веков и от которых лютеранству не удалось окончательно избавиться. Из-за этой зачастую педантичной приверженности букве Писания противники пуритан обвиняли их в наивном буквализме и в фарисействе. Пуританские лидеры были хорошо знакомы не только с библейскими текстами, они читали всю богословскую литературу, созданную за все периоды Реформации. Они читали не только Лютера, но и Цвингли, Меланхтона 2 и особенно Кальвина. Они приняли основные принципы протестантизма — отказались от латыни, мессы, культа святых и Богоматери, образов, перестали верить в Чистилище и в индульгенции, отменили целибат, монашество и догмат о пресуществлении. Хотя они и осудили культ древних святых, пуритане поклонялись многим более современным святым — мученикам их веры, жертвам начавшихся при Генрихе VIII преследований и инквизиции, отправившей сотни пуритан на костер при Марии I. «Книга мучеников» Джона Фокса (1517—1587), также известная как «События и памятники наших последних и опасных дней» стала результатом тщательного исследования, проведенного автором по всей стране. Книга эта постоянно переиздавалась, и экземпляр ее, вместе с Библией, обязательно лежал у изголовья каждого пуританина.

 

Как и Лютер, пуритане провозглашали, что только вера, а не деяния (то есть молитвы, хорошие поступки, выполнение самых строгих правил жизни, а также исполнение обрядов) может гарантировать спасение. Кроме того, они верили в предопределение. Это непростое понятие вызвало многочисленные богословские споры, по своей запутанности напоминавшие споры вокруг понятия благодати в Средние века. Идея предопределения, которую можно найти у святого Матфея, святого Павла, а также у святого Августина, связана с идеей Божественного всеведения — одной из основ христианской мысли. Поскольку Богу известно все, Он знает, с самого начала мира, кто из людей обретет вечное спасение, а кто — нет. При этом понятие свободы воли не отрицается, но оно частично отходит на второй план перед идеей не знающих границ Божественного знания и Божественной воли. Голландский богослов Якоб Германзен, также известный как Арминий (1560—1609), попытался при помощи изощренных аргументов освободить теорию предопределения от представления о неизбежности, роке, которое неминуемо стало ее частью. Он стремился показать верующим, что, несмотря ни на что, у них есть свободная воля и они могут сами выбрать правильный путь. В кратком изложении, Арминий утверждал, что благодать — это дар Божий, но ее нужно заслужить, и у каждого есть возможность заслужить ее. Эта доктрина, известная как арминианство, была принята англиканскими теологами, но пуритане решительно отвергли ее. Почему? Сами пуритане объясняли причины своего несогласия, однако их толкования противоречат друг другу и они путаются в собственных рассуждениях. Основной смысл заключается в том, что христианин, которому предопределено спасение, чувствует, что он обладает верой и благодатью и таким образом принадлежит к избранным. Его естественная склонность к добродетели и благочестивой жизни без излишеств ведет к тому, что ему не придется затрачивать усилий на то, чтобы заставлять себя совершать добрые дела и укрощать свои инстинкты, как то предписывает Церковь. Ему не нужны ни священник, наделенный сверхъестественной властью, ни религиозные таинства, чтобы ему была дарована благодать, поскольку она у него есть уже сейчас.

 

Следует ли из этого, что нужно запретить любую форму священничества? Нет, однако по этому вопросу пуритане разделились на два лагеря. Этот раскол частично объясняет, почему пуританам не удалось удержать власть после революции 1642 г. Самые радикальные из них полагали, что любой член общины может выполнять роль пастора, если у него есть к тому способности. По их мысли, священника можно было выбирать и лишить должности в любой момент. Его роль заключалась в проповедовании, в преподавании основ религии, а также в сплочении группы верующих. Он должен был ходить в той же одежде, что и другие верующие, и не должен был находиться на содержании своей паствы. Традиция англиканских священников облачаться на время богослужения в стихарь стала источником яростного обличения пуритан. Пуритане бережно хранили воспоминания о тех временах, когда первые протестанты собирались на тайные молебны (conventicules) и встречались в обстановке полной секретности. Они не хотели иметь специально посвященных отправлению культа зданий, потому что им казалось, что приверженность местам поклонения должна бы уже отойти в прошлое. Однако в реальности это было совсем не так, и особенно строгие правила касались проведения воскресных дней. При Елизавете было запрещено публично проповедовать без духовного звания, а также вне церквей и соборов. Кроме того, проповедовать можно было только в определенные дни. Самые убежденные пуритане противостояли этому запрету. Они устраивали часовню у себя дома, а их близкие становились прихожанами. Под руководством самого знающего и вдохновенного из своих рядов, каждая такая маленькая «конгрегация» читала Библию и приносила обеты придерживаться пуританской морали.

 

Другая группа пуритан, более умеренных в своих убеждениях, мечтала об установлении в Англии пресвитерианства шотландского типа, где в церковной организации не было епископов, а были только равные между собой по статусу приходские священники — обладатели богословских дипломов, которые рукополагались в сан всем духовенством региона. Все священники одной области собирались на регулярные генеральные ассамблеи (синоды), чтобы определять задачи духовенства, разрешать сложные богословские вопросы, рассматривать спорные дела, а также заниматься материальными вопросами, в том числе жильем и вознаграждением пасторов. Тем не менее пастор должен был быть одобрен местным советом, состоявшим из самых старых (само слово «пресвитерианский» происходит от греческого слова, означающего «старый») прихожан прихода. Пастор служил в церкви, имел право жить в доме при церкви и получать бенефиций, то есть содержание.

 

К какой бы группе они ни принадлежали, пуритане, убежденные в том, что правда на их стороне и что они являются истинными наследниками тех, кто, рискуя своей жизнью, принес идеи Реформации в Англию, активно участвовали в полемике, не боясь цензуры, иногда со всей силой обрушивавшейся на них. Они использовали многочисленные уничижительные термины, чтобы заклеймить своих противников. В частности, одним из оскорбительных слов для них было слово арминианец. Самыми популярными и особенно эффективными при общении с публикой, не слишком хорошо разбиравшейся в тонкостях теологии, были папист и прелатист. Также часто употреблялось слово суеверие для обозначения «старой» веры и литургии. Пуритане нападали таким образом не только на католиков, но и на англикан, которых они обвиняли в том, что те предали свои собственные идеалы и фактически повторяли заблуждения своих предшественников, свергнутых во имя Реформации, принципы которой были давно забыты.

 

Иногда пуритане давали неожиданные толкования Священного Писания. Например, они утверждали, что облаченная в пурпур Блудница Вавилонская, упомянутая в Апокалипсисе, — это Римская католическая церковь. Ярость некоторых обличителей из числа пуритан напоминала гнев библейских пророков, обрушивавшихся на мерзость и пустоту отвергнувшего Бога общества. Другие же обращались к юмору и сарказму — известному оружию противников режима во все времена. Однако в Англии той эпохи монархию нельзя было ставить под сомнение, поэтому главной мишенью сатириков служила Англиканская церковь. Политические и религиозные полемисты (ведь политика была важной составляющей деятельности Церкви) изобличали прежде всего тех, кто разделял с ними основные принципы, но в их применении сворачивал с правильного пути — по причине невежества, попустительства или из личного интереса.

 

В требованиях пуритан было что-то от революционных требований начать с чистого листа.

 

В те времена было два примера проведения в жизнь принципов кальвинизма, когда введение новой религии не привело к хаосу. Речь идет о кантоне Женева и о Шотландии, по крайней мере о южной Шотландии, где постепенно начинало укореняться пресвитерианство. Таким образом, пуритане укреплялись в своей уверенности, что их идеалы вполне совместимы с жизнью. Убежденные в том, что общественное равновесие очень нестабильно и может быть разрушено в любой момент, а также в том, что большинство населения разделяет их взгляды, пуритане открыто продолжали вести борьбу, в отличие от католиков, функционировавших в обстановке строгой секретности и устраивавших заговоры, часто, впрочем, раскрываемые.

 

В политическом отношении пуритане представляли из себя активное меньшинство, способное в долгосрочной перспективе свергнуть монархию — если не при Елизавете, то тридцать лет спустя после ее смерти, при Карле I. У них были представители в Парламенте во время каждой сессии, однако в Палате общин их было больше, чем в Палате лордов. Кроме того, пуритане были и в среде духовенства, хотя им не всегда нравилось, когда им приходилось посвящать себя службе государству больше, чем службе Богу. Основной причиной их влияния было их общественное положение — в основе своей это были люди недворянского происхождения, однако очень активные, часто зажиточные, не лишенные власти на местах и вносившие свой вклад в процветание страны: предприниматели, ремесленники, купцы, квалифицированные рабочие, а также мелкие землевладельцы. У них не было университетского образования, но они умели читать, читали Библию, а также памфлеты против Папы, пускай запрещенные, но тем не менее доступные. Было бы неправильно утверждать, что принадлежность к какой-то общественной группе неминуемо вела к определенному выбору в том, что касалось вероисповедания. Сконцентрированность на общественной деятельности и на борьбе за свои убеждения чаще всего является уделом меньшинства, однако пуританство елизаветинской эпохи опиралось на класс людей, игравших важную роль в экономике страны, а свои мнения выражало благодаря группе людей, имевших университетское образование и бунтовщиков по природе своей — публицистов, авторов памфлетов, сатириков, поэтов, которые сейчас назывались бы «интеллектуалами». Позднее, незадолго до и во время революции 1642 года, к пуританам присоединились пролетарии, а также организованные бунтовщики, проповедовавшие коммунизм, известные под названием «уравнителей», «левеллеров» (levellers). Это расширение рядов пуритан, вызвавшее отрицательную оценку малой буржуазии, составлявшей основу общества при Кромвеле, было одной из причин реставрации династии Стюартов в 1660 году. Вопреки бытующему мнению, Реставрация была проведена не исключительно по инициативе зарубежных государств, само население приняло ее с облегчением.

 

Сюами А. Елизаветинская Англия / Анри Сюами. – М.: Вече, 2016,  с. 185-194.

 

Примечания

 

1. Это слово употребляется только в отношении пуритан, его можно приблизительно перевести как «пурист», «соблюдающий точность». — Примеч. пер.

 

2. Ульрих Цвингли (1484—1531) — швейцарский реформатор церкви, гуманист и философ. Филипп Меланхтон (1497—1560) — немецкий теолог, систематизатор лютеранской теологии. — Примеч. пер.

http://ponjatija.ru/node/17820

Ответить