←  История древнего мира

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Змеиная богиня: древнейшее божество Крита

Фотография Darius Darius 12.10 2021

1. Важным разделом неоэнеолитичекой керамики являются сакральный узор, распространенный очень широко и географически, и хронологически, и функционально. Б.А. Рыбаков в своей работе о космогонии и мифологии энеолита развил мысль К. Болсуновского о толковании спирального орнамента как змеиного. Очень важно отметить, что пары сплетшихся в клубок змей часто располагаются около грудей женских фигурок, что соединяет змеиную тему с темой дождя в один семантический комплекс. Змеиный сюжет появился еще в палеолите, но там трудно разгадать его смысл. В земледельческом искусстве неолита змеи занимают видное место. Уже в раннем энеолите появляются жертвенники с двумя змеиными головами, чары для воды с рельефным изображением змеи (Б. А. Рыбаков. Язычество древних славян. М. Наука. 1994 стр. 170). 

Спиральные орнаменты трипольско-кутенской керамики.png

2. Помимо реалистических изображений змей (хотя и несколько стилизованных), трипольский орнамент знает спираль, составленную из змеиных клубков, обегающих все тулово сосуда. Этот спиральный орнамент не был изобретением трипольцев – он появился еще у племен линейно-ленточной керамики, непосредственно предшествовавшей Триполью. На сосудах изображалось несколько клубков змей, связанных между собой в непрерывную спираль. Иногда спираль распадается на отдельных змей, образующих сплошной узор вокруг сосуда. (Б. А. Рыбаков. Язычество древних славян. М. Наука. 1994 стр. 191). 

Керамика периода Триполье BI—Кукутени А.png

3. … в росписи чаши из «старого дворца» в Фесте встречаем изображение богини с массивным конусообразным туловищем, лишенным рук и ног…, с волосами в виде закручивающихся спиралями змей и с птичьим клювом (Ю.А. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-нач. I тыс. до н.э). С.П.б.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020, стр. 208) . 

женщины птицы.png

4. Эта первоначальная монструозность «Змеиной богини» понемногу начинает элиминироваться. Змеи и птицы, отделяясь от облика божества, превращаются в ее атрибуты или в священных животных в собственном значении этого слова. Примерами здесь могут служить фаянсовые статуэтки «богини со змеями» из хранилища в Кноссе и не менее известные золотые бляшки из 3-й шахтовой гробницы в Микенах, изображающих обнаженную богиню с порхающими над головой птицами. Тем не менее до полного разделения божества и его священных животных на Крите так и не дошло и даже в период расцвета дворцовой цивилизации птицы и змеи в минойском искусстве выступают в роли ипостасей Великой богини. (Ю.А. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-нач. I тыс. до н.э). С.П.б.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020, стр 209). Среди многочисленных имен божеств, запечатленных минойскими художниками, особое внимание привлекают к себе три образа – три ипостаси Великой Богини (по Эвансу) или три разных богини (по Нильссону) известных под достаточно условными наименованиями как «Древесная богиня», «Владычица зверей» и «Змеиная богиня» (Ю.А. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-нач. I тыс. до н.э). С.П.б.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020, стр. 230).

богиня со змеями 2.png

5. Внешнему облику Владычицы зверей присущи некоторые специфические черты, не характерные для других минойских женских божеств, - так называемая «змеиная рама». Значение этого странного головного убора, напоминающего извивающихся змей и длинные бычьи или коровьи рога с утолщениями на концах, в дополнение к которым на верхушке иногда водружали двойной топор, до сих пор остается неясням (печать из некрополя Калкани близ Микен, ПЭII). По мнению Р. Хегга и И. Линдау, этам конструкция была изготовлена из рогов жертвенных животных, связанных между собой и украшенных на концах плодами финиковой пальмы. Первоначально жрица Великой богини просто поднимала ее над головой в знак свершения жертвоприношения. Впоследствии «змеиная рама» стала эмблемой богини во время ее эпифании, о чем могут свидетельствовать остатки ее выполненного рельефного воспроизведения (шириной ок. 3м) на стене Восточного зала Кносского дворца (Ю.А. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-нач. I тыс. до н.э). С.П.б.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020, стр. 241-242)

эгинский клад.png

6. Как указывает Маринатос, в Месопотамии финиковая пальма была атрибутом богини зерна Нисабы, которая изображалась с пальмой, растущей из плеч, где довольно близко напоминает минойскую Владычицу зверей со змеиной рамой вместо головы (Ю.А. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-нач. I тыс. до н.э). С.П.б.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020стр. 242)

7. Подобно другим атрибутам и символам минойских божеств, змеиная рама изначально была полисемантична и могла менять свою природу и смысл в восприятии людей, почитавших ее сообразно обстоятельствам, как святыню, Змеиная рама могла расцениваться первоначально как самостоятельная сакральная сущность, не связанная с каким-то одним конкретным божеством (Ю.А. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-нач. I тыс. до н.э). С.П.б.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020стр. 243). 

8. Позже, когда Владычица зверей в образе Великой богини выдвинулась на первый план среди всех минойских божеств, священные символы стали ее персональной собственностью, в т.ч змеиная рама, которой она лишила юного бога (или своего консорта). Тем самым еще раз было утверждено в своих правах традиционное, восходящее к эпохе неолита представление о змеиной природе верховного женского божества…. Змееволосая, сходная с Горгоной богиня запечатлена в вазовых росписях периода «старых дворцов». (Ю.А. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-нач. I тыс. до н.э). С.П.б.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020, стр. 245) Как особое божество, во многом отличное от Древесной богини и Владычицы зверей, вероятно, можно расценить и т.н Змеиную богиню, известную по знаменитым фаянсовым статуэткам из хранилища храмовой утвари Кносского дворца. С культом Змеиной богини обычно связывают те минойские святилища, в которых находят особого рода ритуальные сосуды в форме цилиндрических или конусообразных труб с ручками или просто налепами из глины, напоминающие змей ( (Ю.А. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-нач. I тыс. до н.э). С.П.б.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020, стр. 257)

ритуальные сосуды гурния.png

9. Особый интерес представляют оригинальные сосуды с перфорированной (усеянной отверстиями) поверхностью т прикрепленной к тулову фигуркой змеи. По мнению А. Эванса, впервые открывшего сосуды этого типа в одном из дворцов вблизи Кносского дворца, они воспроизводили в глине соты диких пчел, в которых змеи поедали личинок. Вместе с культовой утварью такого рода иногда находят и достаточно примитивных глиняных идолов, по всей видимости изображающих саму Змеиную богиню (святилища в Каннии близ Гортины и в Гурнии). В отличие от Эванса, относившего культ Змеиной богини к домашним, К. Брэниген считал, что в дворцовую эпоху Змеиная богиня почиталась преимущественно в горных святилищах, где и были сделаны наиболее ранние находки, связанные с ее культом. Относящиеся к СМI периоду образцы т.н змеиных тьруб со змееобразными ручками – налепами были найдены в горных святилищах Кумасы, Хамези и т.д) ( (Ю.А. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-нач. I тыс. до н.э). С.П.б.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020, стр. 260).

10. В Кумысе были открыты и более ранние (РМII периода) изображения Змеиной богини – антропоморфный сосуд в виде женщины, обвитой змеей. Сосуд был обнаружен в одной из купольных могил, из чего можно заключить, что в ранне минойское время Змеиная богиня на Крите почиталась преимущественно как покровительница мертвых (стр. 260). Следы ее культа были обнаружены в самых различных местах: и в горных святилищах, и в некрополях, и в поселениях, и во дворцах.

11. Священным животным богини и одним из ее воплощений считались на Крите не только змея, но и птица, возможно голубю, хотя определить породу по сохранившимся изображениям довольно сложно. Глиняные фигурки птицы были найдены вместе с идолами Змеиной богини и характерной для нее утварью в святилище в Гурнии. Сама Змеиная богиня на некоторых изображениях соединяет черты змеи и птицы, что характерно для религиозной традиции эпохи евразийского неолита и энеолита.  Но особенно ярко эта двойственность ее природы выражена на «вазе с фруктами» и чаше из Феста. Спиралевидные завитки на головах богини и ее спутниц и покрывающие ее туловище «скобки», напоминающие ручки на «змеиных трубах» показывают, что это Змеиная богиня, хотя на ее физиономии мы видим некое подобие птичьего клюва ( (Ю.А. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-нач. I тыс. до н.э). С.П.б.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020, стр. 262). На знаменитом кольце из Исопаты можно различить определенно птичьи или также змеиные черты в фигурах четырех женщин. Сюжет изображения на кольце напоминает роспись на чаше из Феста: эпифания богини (или богинь), однако на чаше из Феста божество как-бы вырастает из земли, а на кольце из Исопаты спускается с неба. ( (Ю.А. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-нач. I тыс. до н.э). С.П.б.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020, стр. 263)

12. При всей необычности и своеобразии облика Змеиной богини между ней и двумя другими Великими богинями минойского пантеона, по-видимому, не было резкой разграничительной черты (стр. 263) Можно предполагать, что уже изначально Змеиная богиня почиталась, подобно Владычице зверей и Древесной богине, в первую очередь как верховный гарант и регулятор земного плодородия, т.е как божество, властвующее над жизнью и смертью живых существ (стр. 264)

… имеющиеся в нашем распоряжении материал источников дает основание для предположений о единовременном существовании на Крите по крайней мере трех культов Великих богинь, т.е универсальных божеств природы, хотя и различающихся между собой по своим главным атрибутам, характеру святилищ и, вероятно, также по приписываемым им функциям, но вместе с тем и во многом достаточно близких друг другу ( (Ю.А. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-нач. I тыс. до н.э). С.П.б.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020, стр. 264)

13. … Изображения Змеиной богини появляются в минойском искусстве намного раньше, чем изображения двух других. Древнейшей из них (ритоны из Кумасы и Миртоса) относятся к преддворцовой эппохе, хотя существует еще более ранняя неолитическая версия того же, или очень близкого к нему божества – терракотовая статуэтка полуженщины-полузмеи, восседающая в йогической позе, из Като Иерапетры.

Несколько более поздние изображения Змеиной богини на чаше и вазе для фруктов из Феста датируются СМII, т.е относятся ко времени старых дворцов, тогда как основной иконографический материал, связанный с Древесной богиней и Владычицей зверей, ограничивается СМIII и ПМ периодами. Отсюда можно было бы сделать вывод, что образы двух богинь возникли в результате своеобразного расщепления образа Змеиной богини. Однако Змеиная богиня продолжала существовать как самостоятельное божество со своим особым культом вплоть до конца минойской эпохи (святилища в Гурнии и Кании, материал которых датируется IIIпериодом) ( (Ю.А. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-нач. I тыс. до н.э). С.П.б.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020, стр. 266)

14. Как указывает М. Гимбутас, богиня –змея и богиня-птица могли существовать как вместе (в одном теле), так и порознь. На Кикладах и в материковой Греции женские божества в облике птиц почитались от эпохи ранней бронзы вплоть до конца микенской эпохи, тогда как божества со змеиными признаками встречаются сравнительно редко.Как указывает М. Гимбутас, богиня –змея и богиня-птица могли существовать как вместе (в одном теле), так и порознь. На Кикладах и в материковой Греции женские божества в облике птиц почитались от эпохи ранней бронзы вплоть до конца микенской эпохи, тогда как божества со змеиными признаками встречаются сравнительно редко. Во всем ареале богини-птицы имели ясно выраженные черты матерей или нянек: груди и подчеркнутые гениталии кикладских идолов, груди орнитоморфных сосудов с о. Санторин, младенцы на руках у микенских терракотовых статуэток и т.д ( (Ю.А. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-нач. I тыс. до н.э). С.П.б.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020, стр. 254)

Первоначально в эпоху ранней бронзы и начале эпохи «старых дворцов» четкого разграничения между святилищами разных тьипов не было, равно как и между почитавшимися в них божествами. Лишь с СМIII периода разные типы этих святилищ были закреплены за разными божествами. Горные святилища достались Владычице зверей, так называемые священные ограды – Древесной богине, а небольшие домашние и городские святилища – Змеиной богине. В то же время эти культы нашли приют во дворцах, пролучив тем самым статус общегосударственных ( (Ю.А. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-нач. I тыс. до н.э). С.П.б.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020, стр. 264)

Можно предположить, что первоначально эти богини были распределены между отдельными общинами, государствами или районами Крита и лищь на позднем этапе эволюции их культов вошли в состав единого общеминойского пантеона ( (Ю.А. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-нач. I тыс. до н.э). С.П.б.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020, стр. 266-267).


 

 

 

 

Ответить