←  Высокое Средневековье

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Мамлюки

Фотография Стефан Стефан 04.05 2020

МАМЛЮ́КИ, мамелюки (араб. – раб, невольник), 1) в ср.-век. Египте войска, формировавшиеся из прошедших воен. подготовку молодых невольников преим. тюрк. и кавк. происхождения; 2) сложившаяся на основе этих войск воен.-феод. квазикаста, занимавшая господствующее положение в Мамлюкском султанате, а затем в 17– нач. 19 вв. в Египте. Предшественниками М. в др. странах Востока были гулямы, аналогом – янычары. Первые отряды М. были созданы Айюбидами и использовались в качестве личной гвардии султана. С кон. 13 в. численность войск М., отличавшихся хорошей выучкой и строжайшей дисциплиной, быстро увеличивалась и в отд. периоды достигала 9–12 тыс. чел. Они подразделялись на гвардию султана, войска провинц. правителей и возглавлялись выборными командирами. М. использовались не только для борьбы с внешними врагами, но и для подавления внутр. волнений. В 1250 М. в результате заговора захватили власть в Египте, а затем в Сирии и создали собств. государство. Им правили мамлюкские династии – до 1390 Бахри (преим. тюрк. происхождения), затем до 1517 Бурджи (в осн. выходцы с Кавказа). В 1260 армия М. под команд. Кутуза и Бейбарса разгромила монголов в битве при Айн-Джалуте, остановив их продвижение на Ближнем Востоке. К кон. 13 в. М. вытеснили крестоносцев из Палестины и Сирии и покорили их государства. В 1517 Мамлюкский султанат был завоёван турками-османами и включён в состав Османской империи. После 1630 М. вновь удалось постепенно восстановить свои позиции в Египте, сведя подчинение турецкому паше к признанию его номинального сюзеренитета и уплате дани. В ходе Египетской экспедиции Наполеона Бонапарта армия М. была разгромлена в сражении у египетских пирамид (1798). В 1799 французы сформировали из М. кавалерийское подразделение, последовавшее за ними при эвакуации из Египта в 1801. Позднее Наполеон I Бонапарт создал из М. конногвардейский эскадрон (ок. 250 чел.), который участвовал в походе в Россию (1812). Позднее в гвардии императорской был сформирован эскадрон М., значительную часть которого составляли французы. В Египте после прихода к власти в 1805 тур. паши Мухаммеда Али все земли, принадлежавшие мамлюкским эмирам, были конфискованы (1808), а в 1811 эмиры М. уничтожены.

 

9d3d1449737f.jpg

Три всадника-мамлюка с копьями. Гравюра Д. Хопфера. Кон. 15 – нач. 16 вв.

 

 

Лит.: Ayalon D. Gunpowder and firearms in the Mamluk kingdom: a challenge to a medieval society. 2nd ed. L., 1978; idem. The Mamluk military society. L., 1979; Amitai-Preiss R. Mongols and Mamluks: The Mamluk-Ilkhanid War 1260–1281. 2nd ed. N. Y., 2004; Keßler J. R. Die Welt der Mamluken. B., 2004; Brandes J. D. Die Mameluken: Aufstieg und Fall einer Sklavendespotie. Wiesbaden, 2007.

 

Гордиенко Д.В. Мамлюки // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/mil...ce/text/2155901

Ответить

Фотография scriptorru scriptorru 04.05 2020



Три всадника-мамлюка с копьями. Гравюра Д. Хопфера. Кон. 15 – нач. 16 вв.

Сама заметка еще ничего, хотя слишком приблизительна по нынешним временам, а примеров нормальных изобразительных источников практически нет. Не видел раньше этой гравюры Хопфера, но похоже, достоверностью она не отличается. Гравюры и изображением представителей различных народов, выпускавшиеся в Европе 16 в. не всегда отличались достоверностью, это в полной мере относится и к изображениям русских типов. Здесь похоже, аналогично.

 

Примеры изобразительных источников мамлюкского периода 14-15вв и приличные реконструкции из разных изданий.

009.jpg

Костюм.

 

001.jpg 002.jpg

Различные игры для отработки воинских умений и навыков.

 

004.jpg

Лучник в доспехе, бармица похоже, закрывает и лицо. нач. 14 в

 

003.jpg

На минитюрах можно видеть подобный вариант.

 

006.jpg

Всадник с копьем, в легкой экипировке или может быть , скорее , в казаганде. нач. 14 в

 

 

63a4d5fffe979252e858da01d2515cc1.jpg

 

Мамлюки в битве при Айн-Джалуте https://ru.wikipedia...при_Айн-Джалуте

 

008.jpg

Реконструкция доспеха на основе археологических находок 13-14 вв

 

Источники: различные издания посвященные мамлюкам, работы Д. Николя.


Сообщение отредактировал scriptorru: 04.05.2020 - 14:36 PM
Ответить

Фотография scriptorru scriptorru 04.05 2020

Что интересно, шлем на нижнем персонаже не металлический. Материалы - кожа, ткань, дерево. Найден в цитадели Дамаска, датируется второй половиной 13 в.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 04.05 2020

МАМЛЮ́КСКИЙ СУЛТАНА́Т, государство в Зап. Азии и Сев. Африке в сер. 13 – нач. 16 вв. Возникло в 1250 в результате организованного мамлюками гос. переворота, в ходе которого Айюбиды были отстранены от власти в Египте и султаном провозглашён один из мамлюкских командиров – Айбек (Айбак) аль-Муизз Изз ад-Дин, ставший родоначальником правящей династии Бахри (Бахритов). В нач. 1250-х гг. в среде мамлюков сформировалось неск. группировок, между которыми развернулась борьба за власть. Часть мамлюков во главе с Бейбарсом была вынуждена покинуть Египет и укрыться в Сирии. После смерти в 1257 Айбека управление Египтом перешло к Кутузу. Вторжение на Ближний Восток в 1258 монголов заставило Бейбарса и Кутуза объединиться. 3.9.1260 они нанесли поражение монголам в битве при Айн-Джалуте. 24.10.1260 Бейбарс организовал убийство Кутуза и захватил власть в Египте и Сирии. В период его правления мамлюки вели успешные войны в Сирии, Нубии, Ливии и Малой Азии. После кончины Бейбарса в 1277 на престол взошёл его сын Барака-хан ас-Саид Насир ад-Дин, но в 1280 он был свергнут Калауном аль-Мансуром Сайф ад-Дином. В 1281 Калаун отразил новое вторжение монголов и начал завоевание государств крестоносцев на Ближнем Востоке, в 1289 захватил Триполи. Наследовавший Калауну в 1290 его сын Халиль аль-Ашраф Салах ад-Дин в 1291 взял Акру, после чего без сопротивления под его власть перешли Бейрут, Тир, Сидон и Хайфа. После убийства Халиля в 1294 мамлюками из соперничающей партии Бурджи (Бурджитов) в М. с. с перерывами правил его младший брат Мухаммад I ан-Насир Насир ад-Дин (1294–1295, 1299–1309, 1309–40), который добился стабилизации государства, укрепил позиции центр. власти, снизил налоги, поддерживал низкие цены на хлеб, боролся с коррупцией, развернул активное градостроительство. После смерти Мухаммада I в М. с. началась внутр. смута, реальная власть сосредоточилась в руках провинц. мамлюкских эмиров, объединявшихся лишь для борьбы с внешней опасностью и проведения завоеват. походов (в 1375 к М. с. была присоединена Киликия). В сер. – 2-й пол. 14 в. мамлюки превратились из военной в воен.-феод. квазикасту, мн. представители которой стали крупными землевладельцами. В 1390 Бахриты были отстранены от власти Бурджитами. Первым султаном из этой династии стал Баркук аз-Захир Сайф ад-Дин, правивший до 1399. Бурджитский период в истории М. с. – время непрерывной борьбы за власть, частых заговоров и дворцовых переворотов. С 1390 по 1517 на престоле сменились 24 султана. Дольше всех правили: Фарадж ан-Насир Насир ад-Дин (1405–12), Шайх аль-Муайад Сайф ад-Дин (1412–21), Барсбой аль-Ашраф Сайф ад-Дин (1422–38), Джакмак аз-Захир Сайф ад-Дин (1438–53), Инал аль-Ашраф Сайф ад-Дин (1453–61), Хушкадам аз-Захир Сайф ад-Дин (1461–67). Бурджиты поначалу довольно успешно отражали вторжения войск соседних держав, а в 1424–26, предприняв неск. экспедиций, покорили Кипрское королевство. Однако к концу их правления М. с. в результате неурожаев, голода, эпидемий чумы, значит. сокращения населения пришёл в упадок. Мамлюкская армия, отказавшаяся от использования огнестрельного оружия как «бесчестного» и «позорного», в итоге не смогла противостоять османским войскам. В 1516–17 мамлюки были разгромлены ими, М. с. прекратил своё существование и был включён в состав Османской империи.

 

 

Лит.: Allouche A. Mamluk economics: a study and translation of Al-Maqrizi’s Ighathat. Salt Lake City, 1994; Die Mamluken. Studien zu ihrer Geschichte und Kultur. Hamb., 2003; Haarmann U. Das Herrschaftssystem der Mamluken // Geschichte der arabischen Welt. Münch., 2004. См. также лит. при ст. Мамлюки.

 

Мамлюкский султанат // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ry/text/2155909

Ответить

Фотография Стефан Стефан 07.05 2020

Установление в Е. власти мамлюкских династий – тюркских (1250–1382) и черкесских (1382–1517) – совпало с возникновением угрозы монг. завоевания (в 1258 монголы захватили Багдад). Борьба против монголов продолжалась неск. десятилетий. Мамлюки одержали над ними значит. победы (см. Айн-Джалут) и отстояли Сирию и Е. Им удалось также отбить нападения крестоносцев (5-й и 7-й крестовые походы). В 1400–05 они отразили нашествие войск Тимура, взявшего Халеб и Дамаск. Отвоевав эти сир. города, мамлюки создали империю, включавшую, помимо Е., Палестину, Сирию, Киликию, Киренаику, районы Судана на побережье Красного моря. В вассальной зависимости от неё находились Хиджаз, Йемен и два туркм. гос-ва в Малой Азии.

 

Мамлюки образовали в Е. централизованное гос-во, где правящая верхушка (своего рода высшее воен. сословие; его часто сравнивают также с кастой) состояла из быв. рабов, получивших образование и воспитание, обращённых в ислам, освобождённых от рабства и превращённых в воинов. Мамлюкских правителей можно лишь условно причислять к династиям, т. к. у них не было выработано правил передачи власти, между ними не было родств. связей, каждая группировка выдвигала своего кандидата. Однако мамлюки обладали внутр. единством, что позволило им продержаться у власти два с половиной столетия.

 

Организация управления Е. при мамлюках во многом воспроизводила прежние формы, сложившиеся при Айюбидах. Первые мамлюкские правители продолжали политику умеренного налогообложения, предоставления крестьянам семенного зерна в счёт будущего урожая, иногда отменяли т. н. незаконные подати, списывали недоимки по налогам. Всё это способствовало подъёму с.-х. произ-ва. Крестьяне по-прежнему были прикреплены к земле, им запрещалось самовольно покидать свои наделы. Был установлен срок принудит. возвращения беглого крестьянина, который колебался от 10 до 20 лет. Однако говорить о крепостном праве в Е. оснований нет, поскольку отсутствовала личная зависимость крестьянина от землевладельца.

 

Рост потребностей и увеличение численности правящей элиты вызвали в 14–15 вв. появление в Е. новых повинностей, увеличение ставки осн. налогов. Этому способствовала также междоусобная борьба военно-политич. группировок. К концу правления мамлюков значит. часть гос. поземельного налога (см. Харадж) поступала непосредственно владельцам икта, что лишало власти возможности эффективно контролировать систему налогообложения и способствовало злоупотреблениям. Усиление эксплуатации вызывало сопротивление крестьян, что часто приводило к восстаниям. Как и Айюбиды, мамлюки проводили политику поощрения свободного ремесла (при сохранении монополии на торговлю некоторыми товарами и небольшого числа султанских мастерских). Осн. товаропроизводителем в егип. городах стал юридически свободный, самостоят. ремесленник. Значит. развитие получила торговля как внутренняя, так и внешняя; в городах увеличилось число специализир. рынков. Налоговые поступления от торгово-ремесл. населения составляли важную часть доходов казны.

 

Иноверческое население Е. при мамлюках продолжало платить джизию (2 динара в год со взрослого мужчины), которая поступала исключительно в казну. По мере принятия егип. иноверцами ислама доходы гос-ва от уплаты джизии сокращались. К нач. 16 в. христиане и иудеи составляли ок. 10% нас. Е. Они широко привлекались на гос. службу, нередко занимали высокие должности. Периодич. притеснения христиан были связаны с тем, что их подозревали в симпатиях к крестоносцам и монголам.

 

Мамлюкские султаны рассматривали своё гос-во как центр мусульм. мира. В 1261 султан Бейбарс предоставил убежище бежавшему из Багдада представителю (действительному или мнимому) халифского рода Аббасидов и установил ему денежное содержание. Впоследствии для егип. Аббасидов были учреждены спец. вакфы. Присутствие Аббасидов в Е. давало мамлюкским султанам право претендовать на роль гл. защитников ислама. Однако Аббасиды не довольствовались ролью «почётных пенсионеров» и активно вмешивались в борьбу за власть в гос-ве мамлюков.

 

Египет с нач. 16 в. до 1918. С кон. 15 в. у мамлюкского Е. появились сильные соперники в лице державы Сефевидов и Османской империи. Разгром егип. флота португальцами у Диу (1509) не только нанёс серьёзный урон воен. могуществу мамлюков, но и обнажил глубокий экономич. и политич. кризис егип. гос-ва и общества. После ряда конфликтов между Османами и мамлюками (1463, османо-мамлюкская война 1486–91) османские войска начали завоевание араб. земель. Они разгромили мамлюкскую армию в Сирии (битва при Мардж-Дабике 24.8.1516), а затем вторглись в Е., захватили Каир, выиграв у мамлюков сражение при Риданийи (22.1.1517).

 

Египет // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/geo...hy/text/5545973

Ответить

Фотография Стефан Стефан 09.05 2020

С периодом правления мамлюков в Египте, объединивших под своей эгидой значительную часть Ближнего Востока, связаны многие современные реалии ближневосточного региона. Поэтому ретроспективный взгляд на социально-политическую историю современного Египта представляется исключительно важным для понимания процессов, происходящих ныне в этом государстве и регионе в целом.

 

Мамлюк (мн.ч. мамалик, араб.) буквально «принадлежащий», «находящийся в собственности», «раб», купленный или переданный в составе налога или дани невольник. В Фатимидский и Айюбидский периоды в Египте слово «мамлюк» в значении «военный раб» употреблялось в отношении к белым невольникам. Однако речь идет не о взятых в плен взрослых мужчинах, а о детях, вывезенных с завоеванных территорий, либо захваченных во время набегов и купленных на невольничьих рынках. Юношей обращали в ислам, обучали арабскому языку и тренировали в закрытых лагерях для несения в последующем военной службы. Проходя, таким образом, военную подготовку, эти невольники становились полноценными профессионалами. Мамлюки, рекрутировавшиеся из юношей-рабов тюркского (кипчаки) и кавказского происхождения (черкесы, абхазы и грузины), стали составлять ядро войска Айюбидов (перв. пол. XII – XIII вв.). Будучи чужаками в Египте, Айюбиды опирались на свою гвардию (мамлюков). Один из последних Айюбидов – ал-Салих Айюб (1240–1249) произвел важное политическое изменение в государстве: в интересах концентрации власти в собственных руках он стал опираться на тюркских мамлюков и сформировал гвардейские полки Бахрия и Джамандария. Ал-Салих отделил эти войска от остальной части своей армии и разместил на укрепленном острове Рода недалеко от Каира. За примерную службу мамлюки получали в подарок земельные наделы, что со временем позволило им превратиться в крупных землевладельцев. Верхи этой гвардии – эмиры становятся главными обладателями военных ленов (икта), политическое влияние их все более и более возрастает. Численность Бахри также увеличивается и при последних египетских правителях из династии Айюбидов мамлюки составляют уже большинство египетской армии. Будучи по своему происхождению преимущественно половцами, кочевавшими в причерноморских степях, они после завоевания этих территорий монголами захватывались последними в плен и продавались ими в рабство итальянским купцам, которые во множестве вывозили мамлюков через Черное море и сбывали их египетским султанам. В 1249–1250 гг. мамлюки сыграли решающую роль в успешной борьбе против крестоносцев, пытавшихся овладеть Египтом и прежними владениями в Сирии. В условиях междоусобицы, начавшейся между членами клана Айюбидов, усилившаяся командная верхушка мамлюков в 1250 г. свергла последнего султана из угасающей династии Айюбидов Туран-шаха. После трехмесячного правления вдовы султана ас-Салиха (отца Туран-шаха) Шаджарат ад-дурр на трон был возведен первый мамлюкский султан Муизз Айбек (1250–1257).

 

После захвата власти в Египте в руки мамлюкских военачальников перешли лучшие земли, основные ремесленные предприятия и государственные должности. Мамлюки сохранили сложившуюся до них военно-ленную систему, при которой за несение военной службы вассалы наделялись султаном земельными владениями. Была создана сильная армия, основу которой составляли конницы мамлюков под командованием 24 беев. Во главе мамлюков находился султан, выбиравшийся из наиболее влиятельных эмиров двух мамлюкских корпораций – сперва из Бахри («речных») 1250–1382/1390 гг., потом из Бурджи («башенных») 1390–1517 гг. Считается, что этнически Бахриты в основном были выходцами из южнорусских степей – кипчаки (половцы) [1, с. 11–12, 17–18, 30–31; 2, с. 35, 101; 3, с. 100–101; 4, с. 128; 5, с. 10–12, 114, 120 и др.], а также монголы и курды. Придя к власти, тюркские мамлюки (или Бахри) стали господствующей прослойкой аристократии, оттеснив курдов. Часто употребляемое наименование тюркской династии мамлюков династией Бахри происходит от арабского «бахр» – море, большая река. По утверждению одних исследователей, это объясняется тем, что мамлюки были привезены из-за моря; другие считают, что наименование Бахри связано с крепостью, построенной на острове Рода в дельте Нила, где сосредотачивалось множество мамлюков [1, с. 35; 2, с. 100–101].

 

При ранних мамлюках династии Бахри произошли существенные изменения в государственной системе, административном строе Египта, социально-экономических отношениях, основные принципы которых сохранялись и при последующей мамлюкской династии Бурджи. Основу Мамлюкского султаната составляла гвардия мамлюков, превратившаяся при {751} мамлюкских султанах в привилегированную правящую военную корпорацию и сердцевину этой политической системы.

 

При первых султанах армия мамлюков не была еще сосредоточена в Египте. Элитные силы базировались в Каире, но большие провинциальные войска были размещены в Верхнем Египте и Сирии. При султане Бейбарсе Бундукдари (1260–1277) армия мамлюков была преобразована и достигла пика своего могущества. Именно султан Бейбарс преобразовал войско мамлюков в основу армии. Мамлюкская гвардия превратилась в мамлюкскую армию. Моделью для военной организации мамлюков фактически стала Бахрия. Бейбарс не стал проводить чистку айюбидского офицерского корпуса, вместо этого интенсивно набирались новые воины из числа тюркских невольников и беженцев. Новая элита рекрутировалась прежним способом: в Золотой Орде продолжали закупаться рабы для касты. Но это уже были другие рабы, большей частью вчерашние воины, имевшие соответствующую военную подготовку и уникальный опыт боевых действий против монголов. В Египет хлынули из Дешт-и-Кипчака многочисленные родственники простых мамлюков, эмиров. Среди купленных юных иноземных рабов попадались также люди кавказского происхождения. Пополнялись ряды мамлюков и пленными, а также перешедшими на сторону мамлюков монголами, численность которых была, однако, невелика. Приобретали мальчиков-рабов как мамлюкские султаны, так и отдельные командиры (эмиры). Прежде чем поступить на службу, новобранцы, обращенные в ислам, проходили курс военной подготовки. Пройдя курс интенсивного обучения и выдержав выпускные испытания, молодые воины распределялись для несения службы в гвардию самого султана или его эмиров. Такой принцип комплектования и пополнения мамлюкской гвардии становится беспрерывным.

 

Военное и иное обучение юноши проходили как в домах мамлюков, так и в специальных школах. Крупные дома мамлюкских эмиров насчитывали сотни таких воинов. Важно также отметить, что пребывание в условиях по сути семейного и родственного окружения воспитывало особую близость и взаимопонимание между членами одного дома, что делало такое объединение очень сплоченным в личном и военном плане. «Поскольку молодые мамлюки рано отрывались от родителей, то естественное семейные узы заменялись для них личной привязанностью и верностью мамлюкской корпорации и, главное, к семье того конкретного мамлюка, который их купил и воспитал. Молодой мамлюк со временем должен был сам приобретать новых рабов и воспитывать их по своему образу и подобию. Так формировались мамлюкские кланы и семьи, которые именовались домами (бей, мн. буют). Они представляли собой коалиции сил разного уровня лояльности по отношению к главе семьи». «Ядро мамлюкского дома формировали кровные родственники и те, кто имел прочные связи с главой дома – его собственные мамлюки и вольноотпущенные. Пользуясь покровительством кланового лидера, они добивались высоких должностей и званий в мамлюкской иерархии, что со временем давало им право претендовать на главенство в «доме» [4, с. 129].

 

Когда мальчик становился воином, его рабское положение менялось, и он становился свободным мусульманином, имеющим все гражданские права, включая право на обзаведение семьей. Отвага и преданность, проявленные в сражениях, вознаграждались продвижением по службе. Высшим признанием боевых заслуг мамлюка был султанский указ о произведении его в эмиры. Получив звание эмира, мамлюк обзаводился собственным хозяйством: домом с конюшнями, продовольственными складами, штатом прислуги, постройками для рабов-мамлюков, которых он отныне имел право приобретать на невольничьих рынках и воспитывать их таким образом, как некогда воспитывали и обучали его самого. Так постепенно гвардия мамлюков превращалась в военную корпорацию, наследственную по составу и частично пополнявшуюся путем покупки рабов. В то же время дети мамлюков не могли обрести статус мамлюка, они имели более низкий социальный ранг. Это вело к тому, что мамлюкская корпорация постоянно обновлялась, а во главе мамлюкских домов становились не дети их глав, а наиболее энергичные лидеры. В этом была сила и живучесть такой корпорации, которая, по сути, стала своеобразным сословием. Иноземное происхождение мамлюков делало их совершенно чуждыми населению Египта и особенно преданными интересам мамлюкских военачальников. При преобразовании мамлюкской гвардии увеличивалась не только численность, но изменялась структура постоянной египетской армии. Она стала более четкой, в ней появились эмиры пяти, десяти, сорока и сотни мамлюков. Армия мамлюков состояла из трех отдельных частей: личной гвардии султана, отрядов эмиров (офицеров) и свободных наемников – гвардейцев (халка). Армия была разбита на подразделения в 10, 100, 1000 и 10 000 бойцов. Самым престижным подразделением были отряды гвардейцев султана. Гвардия султана стала кузницей высокопоставленных руководящих офицерских кадров для всей армии. Личные телохранители султана – хакасий – помимо охранных функций исполняли церемониальные и определенные политические обязанности. Из этого контингента отбирались кандидаты для заполнения должностей высокопоставленных офицеров и послов [6, с. 341]. Мамлюки эмиров занимали следующую, после султанских, ступень. После смерти его мамлюки входили в состав отрядов других эмиров или свободных халка. Отряды халка также имели особые элитные подразделения, состоявшие из сыновей султанов, эмиров и мамлюков, избравших военную карьеру.

 

Армия мамлюков в XIII – начале XIV вв. была значительно увеличена. Если в начале правления султана Бейбарса численность мамлюков составляла 4 тыс. воинов, то в правление ал-Малика ал-Мансура Калауна достигла 7 тыс., а при его сыне ал-Ашрафе Халиле ибн Калауне – 12 тыс. и 24 тыс. воинов халка [7, с. 83]. Уровень боевой подготовки оставался очень высоким, постоянно совершенствовался и давал прекрасные практические результаты в реальной боевой обстановке.

 

Постепенно расширяя свою базу в Египте, мамлюки стремились объединить большинство мусульманских земель. В 1260 г. монголы, завоевавшие Переднюю Азию, предприняли поход в Сирию. Многие мелкие княжества Сирии, которыми владели айюбиды, были подчинены монголам. Мамлюки собрали значительное войско и в сражении 3 сентября 1260 г. при местечке Айн-Джалут в Палестине одержали верх над монголами. Это сражение решило участь не только Египта, но и всей Сирии. Победа дала возможность мамлюкам захватить контроль в Сирии. Уцелевшие кое-где айюбиды стали вассалами мамлюкского султана Египта – Кутуза. Во многие области Кутуз назначил своих наместников, в основном из мамлюков. {752} Следующий мамлюкский султан Бейбарс, уделявший значительное внимание укреплению центральной власти, любыми средствами расправлялся с мятежными или ненадежными наместниками. В итоге он добился прекращения нескончаемых мелких междоусобий, которые изнуряли обе страны, мешали налаживанию хозяйственных, торговых сношений. В течение 1260-х гг. Бейбарс захватил наиболее важные из еще оставшихся укрепленных пунктов исмаилитов в горах Сирии. Уже в течение правления первых мамлюкских султанов в Сирии была создана эффективная административная система. Объединив Египет и Сирию, мамлюки вдохнули новую жизнь в мусульманский Ближний Восток [8, с. 146–150; 9, с. 538–540; 10; 11]. В Африке к Египетскому султанату были присоединены Ливия и Барка, подчинена Нубия. Мамлюкские султаны сохранили власть над Хиджазом с его священными для мусульман городами – Меккой и Мединой [12].

 

Египетское государство при мамлюках представляло собой единое целое. Центральная власть в лице султана оставалась достаточно сильной до середины XV в. Султаны выдвигались или избирались мамлюкской военной верхушкой – эмирами. В этот период существовало правило, согласно которому, сын султана сменял отца на этом посту в качестве временного правителя, не обладающего властными полномочиями. Таким образом, эмиры имели возможность, не прибегая к гражданской войне, определить, кто сильнейший, после чего сын отстранялся и заменялся султаном, обладавшим реальной властью. Причем соблюдался принцип, согласно которому султан должен был быть мамлюком и бывшим рабом. При династии Бахри династийный принцип по существу сохранялся, ибо почти все султаны (за исключением Китбуги 1294–1296), Ладжина (1296–1299) и Бейбарса II Джашангира (1309–1310) были потомками Калауна. Бейбарс упрочил авторитет султана Египта в мусульманском мире, восстановив халифат Аббасидов путем провозглашения в 1261 г. халифом в Каире аль-Мустансира, признанного сыном багдадского халифа аз-Захира. Халифат сохранялся до конца мамлюкского султаната и служил легитимизации власти мамлюкского султана внутри страны и в мусульманском мире. Начиная с Бейбарса, они официально получали от «повелителя правоверных» звание султана и право на «владение странами ислама и теми землями, которые он завоюет».

 

Султаны в управлении страной опирались на большой бюрократический аппарат, который при мамлюкских султанах еще сильнее разросся. Характерной чертой мамлюкского режима была милитаризация государственного аппарата – все руководящие должности были заняты военными. Во главе бюрократического аппарата стоял наиб из числа эмиров. Он ведал также и внешними сношениями. Из многих диванов наиболее видную роль в управлении государством играли диваны военные (диван эмиров и диван джунда), диван хараджа и диван султанских доменов (диван ал-хасс).

 

Наиболее детальное описание находившихся в Каире мамлюкских ведомств, подробное перечисление должностей центрального государственного аппарата и обязанностей каждого чиновника мы находим в разделе «III а. Каким образом выбирается султан и порядок степеней и должностей его двора» – описания Африки арабского ученого и путешественника XV – первой половины XVI вв., известного под именем Льва Африканского [6, с. 339–342]. Согласно «Мамлюкскому табелю о рангах», приводимым автором, должности центрального государственного аппарата выглядели следующим образом:

 

Ад-давадар (чиновник, ведавший высшими бюрократическими делами) – второй сан после султана. Последний предоставлял этому сановнику власть едва ли меньшую, чем его собственная, чтобы командовать, отвечать, назначать на должности, отрешать от должности, решать все вопросы. Давадар имеет двор, мало отличающийся от двора султана.

 

Амир Кабир (великий эмир) – третий сан. Тот, кто носил его, был как бы главным капитаном. Он формировал войска, двигал их против арабов и иных врагов, назначал кастелянов крепостей и губернаторов городов. Он имел право расходовать сокровища на все, что ему казалось необходимым.

 

Наиб аш-Шам (наместник Сирии) – четвертое лицо в государстве. Он находился в Сирии в качестве вице-султана. Он управлял этой страной и взыскивал и тратил доходы Сирии так, как ему было угодно. Правда, замки и цитадели находились в руках кастелянов, назначавшихся султаном. Этот правитель был обязан выплачивать султану ежегодно несколько тысяч сарафов.

 

Устад ад-дар (управитель дома) – пятое лицо, управитель дворца султана. Он заботился о снабжении султана и его семьи продовольствием, драгоценными украшениями и всякими необходимыми вещами.

 

Амир Ахур (эмир конюшни) – шестое лицо. Ему вменялось в обязанности поставлять двору лошадей, верблюдов, снаряжение для них и фураж. Он распределял их среди семей придворных в соответствии с достоинством и чинов каждого.

 

Амир Алаф (эмир тысячи) – седьмая должность. Ее занимали видные мамлюки. Каждый из них был главой тысячи мамлюков. Их было много. Они имели право руководить битвой и ведать оружием султана.

 

Амир Миа (эмир сотни) – восьмая должность. Ее занимали лица, каждое из которых возглавляло сотню мамлюков. Они всегда окружали султана, когда он скакал верхом, а также во время военных столкновений.

 

Хазандар (казначей) – девятый сановник. Он был казначеем, ведущим счет доходам королевства. Казначей собирал и распределял доходы королевства для султана, вручал банкирам суммы, необходимые для расходов, а остальное хранил в цитадели султана.

 

Амир Силах (эмир оружия) – эмир десятого ранга. Он заботился об оружии султана, был его хранителем и держал его под замком в большом зале, приказывая по мере надобности его чистить и заменять другим. Для содержания этого оружия он располагал многими мамлюками.

 

Чиновники, назначаемые для управления общими делами:

 

Надир хасс (букв. особый инспектор) – чиновник, в обязанности которого входило сдавать в аренду таможни и пошлины государства султана. Доходы от этого он вносил казначею. В Каире он лично выполнял службу начальника таможен, что приносило ему сотни тысяч сафаров. Никто не мог исполнять эту должность не внеся предварительно 100 тысяч сафаров султану, которые затем окупались за 6 месяцев.

 

Катиб ас-сир (букв. тайный секретарь) – секретарь, который кроме своих обычных обязанностей, заключавшихся в том, чтобы диктовать письма и послания и отвечать от имени султана, вел также специальный счет земельного налога с обрабатываемой земли в Египет. Он лично собирал налоги со многих, кто был ему подчинен. {753}

 

Мувакки (контролер мер и весов, а также блюститель нравов) – второй секретарь, рангом ниже первого, но более доверенный султана. Он обязан был просматривать послания, написанные первым, чтобы убедиться, что они соответствуют указаниям султана. Затем на чистом месте, оставленном писцом на этот случай, он писал имя султана.

 

Мухтасиб – этот чиновник был чем-то вроде капитана базара. Он следил за продажными ценами на зерно и все пищевые товары, повышая или понижая их в зависимости от количества судов, прибывающих из Саида и из Рифа, а также в соответствии с подъемом Нила. Он подвергал нарушителей наказаниям, установленным султаном. Эта должность приносила ему около 1000 сафаров в день, поступающих не только из Каира, но и из всех городов и поселений Египта, в которых этот чиновник размещал своих надсмотрщиков и представителей, являвшихся его данниками.

 

Амир ал-Хаджж – должность была настолько почетна, насколько тяжела. Султан доверял ее самому самостоятельному и самому богатому из всех мамлюков. Это должностное лицо являлось начальником каравана, который раз в год направлялся из Каира в Мекку. Он не мог выполнять это поручение без огромных затрат, для охраны каравана он брал с собой много других мамлюков.

 

Существовали еще и другие, менее важные должности, на раскрытии которых не станем останавливаться.

 

К концу XIII в. владения мамлюков простирались на западе до Киренаики (совр. Ливия), на юге – до Нубии (Судан), а на севере – до гор Тавра. Под их защитой также находились священные города Мекка и Медина в Аравии [2, с. 102].

 

В управлении этими территориями при мамлюках была достигнута значительная централизация. Основной административной единицей стала провинция. Число собственно египетских провинций (амала) не оставалось неизменным: в начале XIV в. их насчитывалось 15 (в Нижнем Египте – Калиубийя, Шаркийя, Ушум Танах с Дакахлией, Гарбийя, Мануфия, Бухайра; в Верхнем Египте – Кус, Ахмим, Асйут, Манфалут, Ашмунайн, Бахнесавия, Файйум, Атфих, Гиза). Административной единицей в Сирии, как и в Египте, также стала провинция. Всего было создано шесть таких провинций (мамлака), носивших наименования их столиц: Дамаск, Халеб, Хама, Триполи, Сафед и Карак. Во главе провинций стояли губернаторы, назначаемые султаном. В распоряжении каждого из них был штат чиновников, подобный каирскому [13, с. 28].

 

Итак, с середины XIII в. в Египте сложилось уникальное политическое образование, в которой на столетия правящей элитой стали вчерашние рабы – мамлюки. Военная организация мамлюков и та преданность, которую она воспитывала в тех, кто принадлежал к его военной элите, были прочными фундаментами Мамлюкского государства. Именно военная организация мамлюков являлась основой успешного функционирования всей мамлюкской политической системы, обеспечившей расцвет средневекового Египта. В течение короткого периода времени мамлюки создали величайшую исламскую империю средневековья, под контролем которой оказались Египет, Сирия, Палестина и часть территории Северной Африки. Государственный строй и политический режим мамлюков оказались способны эффективно управлять созданной ими империей и обеспечивать ее экономический, культурный подъем.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Амин аль-Холи. Связи между Нилом и Волгой в XIII–XIV вв. / Пер. с араб. З.И. Левина. М.: Восточная литература, 1962.

 

2. Босворт К.Э. Мусульманские династии. М., 1971.

 

3. Гальперин Дж. Кыпчакский фактор: Ильханы, мамлюки и Айн-Джалут // Степи Европы в эпоху средневековья. Т. 6. Золотоордынское время. Сборник научных трудов. Донецк, 2008. С. 395–396.

 

4. Зеленев Е.И. Мусальманский Египет. СПб., 2007.

 

5. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. Извлечения из арабских сочинений. СПб., 1884.

 

6. Лев Африканский. Африка – третья часть света: Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть. Л., 1983.

 

7. Абу-л-Аббас Таки ал-Дин Ахмад Али ал-Макризи. Книга поучений и наказания, содержащихся в описании кварталов и памятников Каира // Хрестоматия по истории Халифата. М., 1968.

 

8. Васильев Л.С. История Востока: в 2-х т. М., 1993. Т. 1. Гл. 3.

 

9. Вильгельм Трипольский. Бибарс, мамелюкский султан. 1260–1273 гг. // История средних веков. Кн. 3. Крестовые походы (1096–1291) / Составитель М.М. Стасюлевич. 3-е издание, исправленное и дополненное. СПб.; М., 2001. С. 538–540.

 

10. Всемирная история. Энциклопедия. М., 1957. Т. 3.

 

11. История Востока в 6 т. Т. 2: Восток в средние века. М., 2009. Гл. 5.

 

12. Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750–1517). М., 2006. Гл. 14.

 

13. Семенова Л.А. Салах-ад-Дин и мамлюки в Египте. М., 1966. {754}

 

Шайхисламов Т.Р., Шайхисламов Р.Б. Мамлюки и становление мамлюкской системы власти в Египте // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 2. С. 751–754.

 

http://bulletin-bsu...._v2_751-755.pdf

Ответить

Фотография Стефан Стефан 21.05 2020

Монгольское нашествие раскидало тюркских выходцев из Дешт-и-Кипчака, чьи земли простирались тогда на степных просторах от Алтая до Дуная. Известно о десяти тысячах кипчаков, нашедших убежище в Византии. Среди окружения византийских императоров находились знатные кипчакские фамилии – Караджей, Алакасеев, Цитов, прославившиеся на ратном поприще, а также византийский полководец Альпамиш [Каждан, 1974, с. 148, 163, 165, 201–202, 215, 217, 244, 261–262] Часть кипчаков бежала во Второй Рим из Крыма в 1242–1243 гг. морем с согласия правителя Валахии (на территории современной Румынии), но вместо убежища подверглась вероломному нападению валахов и рассеялась по соседним странам – Дунайской Болгарии и Венгрии, где они пользовались заметным влиянием и даже становились правителями Болгарии, основавшими там не одну правящую династию [Златарски, 1972, с. 430–480; Тизенгаузен, 1884, с. 542]. В 1239 г., когда мощная волна монгольского нашествия охватила Южную Русь и шло наступление на Киев, 40 тысяч причерноморских кипчаков-половцев во главе с ханом Котяном Сутоевичем (?–1241) откочевали в Венгрию и обрели здесь новое отечество. Известные в Венгрии под именем команы, куманы или куны, они оставили яркий след в истории и культуре этой страны. Приняв католицизм, официальную религию Венгерского королевства, куманы стали военным сословием венгерского общества и сохраняли свой тюркский язык с этническим самосознанием до XIX в., когда были ассимилированы венграми. До наших дней сохранились письменные памятники тюркского языка куманов, в частности, датируемый XIV в. словарь «Кодекс куманикус» и тюркские слова в современном венгерском языке, что отчасти объясняется как куманским, так и более поздним турецким влиянием, когда в XVI в. Венгрия на 170 лет была завоевана Османской империей [Голубовский, 1889, с. 56].

 

Многие из кипчаков попали в плен к монголам и были проданы в рабство. Особенно много их попало в Египет и Сирию. Арабский автор Ал-Айни писал: «Взятые в плен из этих народов (кипчаков. – А.К.) были отвезены в земли сирийские и египетские…» [Тизенгаузен, 1884, с. 503]. Кипчакские юноши, как и вообще тюрки, высоко ценились в качестве прекрасных воинов для личной гвардии мусульманских правителей. Этих воинов в Египте и Сирии называли мамлюками. Гвардия пополнялась рабами, купленными еще детьми и юношами, обученными военному делу и воспитанными при дворце. Как предполагалось, мамлюки должны были быть преданы своему повелителю и независимы от государственного аппарата, правительства и его чиновников. Лучшими мамлюками считались тюркские рабы [Босворт, 1971, с. 99–100].

 

Похожую ситуацию можно было видеть уже в большинстве мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока в IX–X вв., когда тюрки контролировали власть в таких могущественных державах, как Багдадский халифат Аббасидов и государство {156} Газневидов в Индии, Иране и Афганистане, империя Саманидов в Средней Азии и Восточном Иране, Египте и Сирии при династии Фатимидов, где элитные части гвардии формировались из тюрок. Именно в это время у арабских летописцев появляется изречение, приписываемое самому пророку Мухаммаду: «Не трогайте тюрок, пока они не трогают вас!» [Barber, Stern, 1967, p. 245–246]. Еще более впечатляющее славословие принадлежит персидскому историку времен султаната Сельджуков Мухаммаду бин Али Раванди (XII в.): «Слава Аллаху, велик Он, что защитники ислама могущественны… В землях византийцев, арабов, персов и русов слово принадлежит тюркам, страх перед мечами которых прочно живет в сердцах» [Босворт, 1981, с. 33].

 

В Египте, куда было продано много рабов тюркского происхождения, гвардия мамлюков оказалась уже в XIII в. сформированной в основном из кипчаков. К середине этого столетия мамлюки захватили власть и стали во главе Египетско-Сирийского султаната. Именно они создали ту боевую силу, которая стала неодолимой преградой для доселе непобедимых монголов. Так, например, они не подпустили монголов к границам Египта и спасли Каир от участи Багдада и городов Дунайсера, Нисибина (Нусайбина) и Харрана в Сирии, где по свидетельству персидского историка и летописца монгольской эпохи Рашид-ад-Дина, во время вторжения войск внука Чингисхана Хулагу монгольские завоеватели «учинили резню и грабеж» [Рашид-ад-Дин, 1946, с. 49]. Египет и Сирия – центры арабо-мусульманской цивилизации – находились в окружении врагов. С востока надвигались монголы, а с запада европейские крестоносцы. Мамлюки отразили обе угрозы [Тизенгаузен, 2003, с. 190].

 

ШАДЖАРАТ-АД-ДУРР – ТЮРЧАНКА НА ЕГИПЕТСКОМ ТРОНЕ

 

Свергнув последнего представителя правящей династии Айюбидов Туран-шаха, мамлюки возвели на египетский трон жену его умершего отца Малика Салиха, тюрчанку Шаджарат-ад-Дурр, которая правила страной с помощью мамлюкских военачальников три месяца. Она не только блистала красотой, но и вошла в историю как деятельная правительница, одержавшая победу над крестоносцами при Дамиетте и в 1249 г. взявшая в плен короля Франции Людовика IX. По совету мамлюков она уступила трон мамлюку, туркмену Айбеку, который женился на ней и поначалу находился под ее влиянием. Но, после того как он решил жениться на другой, и отстранить ее от власти, преданные Шаджарат-ад-Дурр мамлюки по ее приказу убили Айбека. В кровавой драме, разыгравшейся при египетском дворе, погибла и сама Шаджарат-ад-Дурр, не выдержавшая противоборства с рвавшимися к власти кипчакскими мамлюками. Шаджарат-ад-Дурр стала основательницей нового султаната в Египте и Сирии, известного в истории как султанат кипчакских мамлюков Бахрийя. Ввиду того, что их главные силы дислоцировались в военном городке на острове, омываемом водами Нила, который в Египте называют «бахри» («море, река»), они стали называться «мамлюками моря» или «речными мамлюками» – бахри-мамлюками [Бахрие Учок, 1982, с. 39–52].

 

К этому времени западноевропейские крестоносцы, чьи опорные крепости на Ближнем Востоке еще сохранялись после первых крестовых походов, заключили союз с монголами, которых вели на завоевания внуки Чингисхана, против Египетско-Сирийского султаната. Основатель монгольской империи в Азербайджане, Персии и на Ближнем Востоке ильхан Хулагу, внук Чингисхана, сокрушивший Багдадский халифат {157} и казнивший его правителя – халифа, направил в 1259 г. в Каир четырех послов с письмом, в котором предупреждал султана мамлюков Мустафу Кутуза (1259–1260), что ему не спастись от монгольских армий, и требовал полной капитуляции. Кутуз приказал разрубить одного из послов пополам, а остальных обезглавить. Мамлюки приняли монгольский вызов (Буниятов, 1986, с. 195).

 

Что касается Кутуза, то о нем аль-Макризи пишет: «Говорят, что его звали Махмуд ибн Мамдуд, что его мать была сестрой Джелаль-ад-Дина (последнего хорезмшаха). Кутуза взяли в плен татары (монголы), которые продали его в Дамаске» [Буниятов, 1986, с. 194]. Так что у Кутуза были старые счеты с монголами. Интересно отметить, что султан Кутуз принял к себе на службу многих хорезмийцев, среди которых преобладали тюрки – кипчаки, канглы, огузы-туркмены, скитавшиеся по странам Передней Азии после гибели своего предводителя – хорезмшаха Джелала ад-Дина Манкбурны и преследуемые монголами. Они представляли внушительную военную силу. Кутуз «обласкал, расспросил (их) и подарил много добра». Эмиры хорезмийцев сыграли свою роль в убийстве монгольских послов. По их мнению, «если пойдем к Хулагу под защиту, стыда и сраму не будет, но, конечно, пить из чаши, заведомо зная, что в ней будет яд и идти навстречу смерти, далеко от пути разума. Обязательства и обещания Хулагу не исполняются, потому что он после договора и обещания убил халифа и других и, если отправиться к нему, он, вероятно, поступит с нами так же». Кутуз сказал: «Если мы не опередим монголов и не поднимемся их отразить, то вскоре Египет будет опустошен, как это случилось с другими странами… Надо выбрать одно из трех: либо примириться, либо воевать, либо покинуть родину» (Буниятов, 1981, с. 195) Принять последнее условие также не представлялось возможным, мамлюки уже теряли родину предков и не могли лишиться нового отечества. В 1260 г. Кутуз нанес монголам сокрушительное поражение в Сирии недалеко от Назарета у Айн-Джалуда в Палестине, у берегов реки Иордан [Киракос Гандзакеци, 1976, с. 233] и по этому случаю один из арабских авторов приводит следующие его слова: «Я тот, кто разбил монголов и отомстил за своего дядю хорезмшаха» [Буниятов, 1986, с. 195]. Кутуз с триумфом вернулся в Каир, но пал от рук заговорщиков, которых возглавил его ближайший соратник Захир Рукн-ад-Дин Бейбарс Бундуктари (Пондоктар).

 

БЕЙБАРС – РАБ, СТАВШИЙ ВЛАСТЕЛИНОМ

 

Бейбарс, в 1260 г. став султаном, дважды разбил монголов в Сирии. Личность Бейбарса интересна и противоречива. Аль-Макризи писал, что Бейбарс был родом из кипчакского племени бурдж-оглы (бурчевичей древнерусских летописей), обитавшего в Причерноморье [Тизенгаузен, 2003, с. 196], а народные арабские предания Египта связывают происхождение Бейбарса с приаральскими степями Дешт-и-Кипчака, прилегающими к Хорезму [Жизнеописание султана аз-Захира Бейбарса, 1975, с. 11–12]. У него были голубые глаза (вернее, один голубой глаз, так как другой был закрыт бельмом). Из-за этого недостатка он еще мальчиком был продан в Дамаске всего за 800 динаров и попал в войско мамлюков. После того как Бейбарс прошел в Сирии курс военного обучения, он стал мамлюком, быстро выдвинулся и прославился на полях сражений как талантливый военачальник. Он был главным заговорщиком среди убийц Туран-шаха (1249–1250). Это был темноволосый, высокий, физически сильный человек, {158} обладавший мощным голосом. Благодаря изощренному уму, железной воле, неистощимой энергии и жестокости он пробил себе дорогу к султанскому трону, не брезгуя заговорами и убийствами. Он правил Египтом более семнадцати лет (1260–1277). Бейбарс оказался мудрым правителем и способствовал экономическому процветанию Египта. В его правление были перестроены многие каналы, судоверфи, военные укрепления, необходимые для успешной эксплуатации богатств страны и ее обороны.

 

Главное внимание Бейбарс уделял укреплению центральной власти в Египте и поддержанию высокой боеспособности армии мамлюков. Он расправлялся с мятежными мамлюкскими эмирами любыми средствами. Ему удалось хотя бы на время своего правления свести на нет нескончаемые междоусобицы в мамлюкской среде, многие десятилетия изнурявшие страну, мешавшие налаживанию хозяйства и торговых связей. Укрепив свое положение, Бейбарс приступил к расширению границ. Победоносные походы в Сирию, Малую Азию, Судан и богатая добыча, которой он щедро наделял своих воинов, сделали Бейбарса еще более популярным среди буйных мамлюков и обеспечили ему семнадцать относительно спокойных лет правления без мятежей и переворотов. Бейбарс сломил силы крестоносцев на Земле Обетованной у Гроба Господня, отвоевав у них города Халеб (Алеппо) и Дамаск. В 1268 г. под натиском мамлюков Бейбарса пала Антиохия, в руках крестоносцев остались только Триполи и Акка. Он справился и с орденом исмаилитов-ассасинов, перед которыми с XI до начала второй половины XIII вв. трепетали владыки христиан и мусульман Ближнего и Среднего Востока [Федоров-Давыдов, 1968, с. 49–50]. К 1273 г. Бейбарсу сдались последние крепости ассасинов. Но главным противником Бейбарса оставались монголы. К числу наиболее знаменитых его побед над ними относится битва при Альбистане в Сирии в 1277 г., когда мамлюки внезапно атаковали противника «на заре». На поле сражения остались 7 тысяч монгольских воинов и 3 тысячи их союзников-грузин. Бейбарс возвращался из победоносных походов через Бабар-Наср – Врата Победы и торжественным маршем проходил с воинами-мамлюками через весь Каир, когда ликующие толпы жителей египетской столицы и купцы осыпали мамлюков золотыми и серебряными монетами [Олдридж, 1970, с. 75–80].

 

Бейбарс установил дружеские отношения с золотоордынскими ханом Берке, ставшим мусульманином и ярым врагом монгольского государства на Ближнем Востоке – империи ильханов Хулагуидов. Созданное монголами государство Золотая Орда, или Улус Джучи, занимало бывшие кипчакские владения – Дешт-и-Кипчак – степные просторы Казахстана и Восточной Европы и уже к этому времени подверглось сильной тюркизации со стороны местного кипчакского населения [Тизенгаузен, 2003, с. 52–55]. Бейбарс, несомненно, был незаурядной личностью, способным государственным деятелем и талантливым полководцем. При нем, хотя бы на короткий срок, после столетий смут и усобиц, в Египте и Сирии воцарился порядок, своими заботами о земледелии и торговле он сумел поднять благосостояние страны и, несмотря на обременительные налоги и поборы, обеспечить жителям сносное существование. Он был религиозен, запретил употребление наркотиков и вина, курение гашиша, закрыл все питейные заведения и публичные дома. Когда в 1264 г. в Каире возник кризис с продовольствием, Бейбарс обязал знатных и богатых людей, в том числе и мамлюков, кормить за свой счет определенное каждому из них число жителей столицы. Он {159} беспощадно взимал дань со всех покоренных иноземных городов и правителей. Велики были его победы над монголами и крестоносцами. При этом Бейбарс был типичным деспотом, человеком своего времени. Придя к власти путем убийств, он расправлялся и с действительными, и с мнимыми врагами. Но в арабской народной памяти он сохранился как могущественный, благородный и справедливый султан, герой и защитник ислама [Олдридж, 1970, с. 80–87].

 

Немало мамлюкских эмиров, будь у них возможность, с удовольствием зарезали бы Бейбарса и заняли его трон. Но в биографии Бейбарса упоминается, что султан ухитрялся появляться одновременно сразу в нескольких местах и имел двойников. Никто никогда не знал, где он будет находиться в следующую минуту, и это путало планы заговорщиков [Жизнеописание султана аз-Захира Бейбарса, 1975, с. 13–14].

 

КУРД САЛАДИН – СОЗДАТЕЛЬ ПРАВЯЩЕГО СОСЛОВИЯ МАМЛЮКОВ В ЕГИПТЕ

 

Не первый раз в истории Египта рабы становились властителями. Предшественники мамлюков – победитель крестоносцев, султан Египта, курд Салах ад-Дин (1171–1193), известный в Европе как Саладин, основатель и наиболее яркий представитель правящей до мамлюков династии Айюбидов, и особенно султан Малик Салих, – создали в Египте такие условия, что султаны, выходцы из рабов-мамлюков, стали ядром правящего класса, господствовавшего затем на протяжении 400 лет. Именно мамлюкам даровали Айюбиды поместья, земли, замки, города и целые провинции при условии, что они будут впредь нести воинскую службу.

 

Со времени фараонов Египет не помнил, чтобы в стране силой создавали подобную систему служилой земельной аристократии. Айюбиды принесли в Египет эту систему фактически на плечах своих военачальников, рабов-мамлюков. Это своеобразное сочетание воина-раба и феодального сеньора породило класс людей, который формировался в результате покупки новых рабов, прошедших затем адаптацию в мамлюкской системе и обеспечивающих жизнеспособность новых государственных институтов.

 

В целом мамлюкская система содействовала стабильности египетско-сирийского государства, хотя его и потрясали частые насильственные смены властителей. При мамлюках власть редко переходила от отца к сыну, чаще ее захватывали соперничавшие группы мамлюков, назначавшие султанами своих представителей. Этот процесс начался после падения династии Айюбидов [Тизенгаузен, 2003, с. 52–69].

 

Обстановка, создавшаяся после смерти последнего Айюбида, благоприятствовала мамлюкам, аппетиты и амбиции их разгорались, и они больше не расставались с властью до 1811 г. Кипчакские мамлюки установили в Египте и Сирии порядки, ставшие образцом для преемников, своеобразную «демократию», при которой мамлюки немилосердно грызлись друг с другом. Аль-Макризи постоянно упоминает, что эмиры «возвели» того или иного мамлюка в ранг султана, но в действительности это была жесточайшая борьба наиболее влиятельных мамлюков за власть, и каждый старался подольше удержаться на троне, пока его не убивали или лишали поддержки другие мамлюки. Соперничество мамлюков неизбежно вело к столкновению отдельных клик и кровопролитным сражениям на улицах столицы [Тизенгаузен, 2003, с. 197–199].

 

Учитывая историческую обстановку, в которой кипчакские мамлюки правили Египтом и Сирией в XIII–XIV вв., можно представить, как они могли сохранить власть {160} столь продолжительное время, потому что были и процветавшими землевладельцами, и купцами, но, прежде всего, они были воинами.

 

КАЛАВУН – ОСНОВАТЕЛЬ ПЕРВОЙ ПРАВЯЩЕЙ ДИНАСТИИ МАМЛЮКОВ В ЕГИПТЕ

 

В 1279 г. к власти пришла семья, которой предстояло править Египтом и Сирией 103 года. Основателем этой династии был мамлюк Калавун (1279–1291), которому дали прозвище «Человек-тысяча», так как он был куплен на невольничьем рынке за тысячу динаров. Этот плечистый красивый мужчина тоже был родом из кипчакских степей. Калавун говорил по-тюркски и плохо знал арабский язык. Он продолжал политику Бейбарса по упрочению центральной власти и создал новый отряд мамлюков, сформированный из кавказских народностей. Эти называемые в источниках «черкесские» мамлюки (Ayalon, 1949, с. 135–147) были дислоцированы в каирской цитадели («бурдж» – башня цитадели) и стали называться бурджи-мамлюки, т.е. «башенные мамлюки». Они стали прочной опорой султана и противовесом его соплеменников – бахри-мамлюков, чьи эмиры нередко оспаривали трон своего повелителя.

 

«Смелому сопутствует удача», – гласит восточная пословица, и эти слова можно в полной мере отнести к Калавуну. Почти все свое правление он провел в военных походах за пределами Египта, сражаясь в Сирии и Малой Азии с монголами и их вассалами – Армянским и Грузинским царствами, а также с крестоносцами. В 1281 г. мамлюки Калавуна наголову разгромили 150-тысячное монгольское войско Хулагуидов, вторгшееся в пределы их государства. В 1289 г. Калавун отобрал у крестоносцев Триполи на землях, где ныне расположен Ливан. В 1291 г. под натиском мамлюков пали Акка, Бейрут, Тир, Сидон и Хайфа – последние оплоты западноевропейских рыцарей на Земле Обетованной. В 1286–1290 гг. Калавун заключил торговые договоры с Генуей, Сицилией, Кастилией (Испанией). Александрия и Каир становятся посредниками в торговле между Западом и Востоком. Мамлюки распространили влияние созданного ими государства с 1279 по 1290 гг. на Нубию (ныне северный Судан) и Йемен. Мекка, святое место для мусульман, также подчинилась Калавуну. Все это обеспечивало безопасность торговых путей в Индию и отвечало интересам мамлюков и египетско-сирийского купечества [Тизенгаузен, 2003, с. 47–48].

 

Именно во времена Бейбарса и Калавуна были заложены основы мамлюкского государства в Египте и Сирии. Ан-Насир, единственный сын Калавуна от монгольской принцессы Аслун-хатун, наследовал в 1291 г. трон отца. Он был типичным представителем кипчакских мамлюков со всеми их пороками. Ан-Насир правил Египтом и Сирией 42 года (1294–1295, 1299–1309, 1309–1340), если не считать почти пятилетнего перерыва, когда по молодости лет он не сумел удержать власть в 1295–1299 и 1309 гг. Набравшись сил, он вернул себе трон и жестоко отомстил врагам. Ан-Насир вошел в плеяду тех удивительных правителей, вокруг имени которых были созданы легенды как об их огромных богатствах, расцвете искусства и знаний во время их правления, так и об их неимоверной жестокости.

 

Мамлюкская система, в которой во второй половине XIII в. доминировали кипчаки, помогла объединению государства, а торговые пути, особенно в Средиземноморье, были в сравнительной безопасности, несмотря на войны с {161} монголами и крестоносцами. Дальновидный Ан-Насир укрепил выгодный союз с Золотой Ордой, враждовавшей с врагами мамлюков – монголами государства ильханов Хулагуидов, и, тем самым, обеспечил безопасность своих границ. Ан-Насир был помолвлен с девушкой по имени Тулунби из рода Чингисхана по инициативе правящей верхушки Золотой Орды. Он поддерживал мирные отношения с Византией, так что к середине XIV в. Египет был более стабильным и единым централизованным государством, чем любая страна Европы того времени, страдавшая от междоусобиц. Ан-Насир придавал большое значение средиземноморской торговле, свидетельством чему служит прорытый в годы его правления (в 1311 г.) канал между Александрией и Нилом, на строительстве которого работали 100 тысяч человек [Успенский, 1926, с. 20–25].

 

Монгольская угроза оставалась на повестке дня и в эпоху Ан-Насира. В начале XIV в. монголы и мамлюки совершали взаимные нападения, предпринимали крупные походы. В 1303 г. Ан-Насир разгромил монголов под Дамаском, и эта битва имела переломное значение. По возвращении из этого похода на улицах Каира перед Ан-Насиром и его мамлюками расстилали ковры, за армией победителей двигалось 700 пленных монголов. Египет при Ан-Насире богател и процветал, но после его смерти в 1341 г. в стране началась гражданская война, голод и чума, унесшая около миллиона жизней.

 

После Ан-Насира правили его девять сыновей, но каждый удерживался на троне лишь несколько лет: мамлюки убивали одного султана за другим. Господство тюркских мамлюков подходило к концу. В 1382 г. кавказский или черкесский мамлюк Баркук был «возведен» в султаны и заложил основы последней мамлюкской династии в Египте [Кадырбаев, 1997, с. 104–114].

 

Арабский автор XIV в. аль-Омари, составивший объемную географическую и политическую энциклопедию о современных ему народах Востока, не мог скрыть своего высокомерного отношения араба-мусульманина и горожанина к «диким», по его мнению, кочевым племенам кипчаков. Он писал, что кипчаки живут в нищете, у них нет посевов, а стужа губит их скот. Он характеризовал их как «жалкий народ» без веры, привязанности и проницательности. Но, на тех же страницах у аль-Омари можно встретить совершенно другой отзыв, когда автор вспоминает, что из среды кипчаков происходили сами султаны и их вельможи: «Тюрки из этих стран (кипчакской степи) – один из лучших родов тюркских по своей добросовестности, храбрости, избежанию обмана, совершенству своих станов, красоте своих фигур и благородству своих характеров. Цари из них (мамлюкские султаны Египта) чувствуют склонность к своим сородичам и хлопотали об усилении числа их, так как Египет заселился и стал охраняем ими со всех сторон. Из них были светила государственного совета, председатель собраний и предводители земли Египта» [Тизенгаузен, 2003, с. 101–116].

 

КАИР ТЮРКСКИХ МАМЛЮКОВ

 

В Каире возникли целые районы, где жили кипчаки. Один такой квартал носил название Орда. В Египте при мамлюках утвердилось много черт общественного и частного быта кипчакской степи. Бахри-мамлюки пренебрегали иногда даже шариатом и заставляли судить по степному обычному праву. Жители Каира с удивлением наблюдали, как мамлюкские эмиры кипчакского происхождения разъезжали на необычных на их взгляд повозках, которые видел в степях Дешт-и-Кипчака и описал в {162} 1245 г. Джованни Плано Карпини, посол Римского Папы к великому монгольскому хану. Когда султаны выезжали из стен дворцов, их мамлюки-гвардейцы строились по степным традициям и надевали тюбетейки и длинные кафтаны вместо чалмы и другой арабской одежды [Федоров-Давыдов, 1968, с. 9–15].

 

Как когда-то на степных просторах Дешт-и-Кипчака пировали их тюркские предки, так и здесь в арабском Египте к столу знатных мамлюков и самих султанов закалывали лошадей и овец. Ели конину, пили кумыс [Федоров-Давыдов, 1968, с. 49]. Ан-Насир тратил огромные деньги на покупку лошадей, а для свадьбы своего сына заколол 20 тысяч овец. Кумыс подавали на приемах у султана Бейбарса, что стало одним из обстоятельств его гибели. Намереваясь уничтожить своего соперника принца Малик-Кахера, Бейбарс приготовил для него чашу отравленного кумыса. Однако в стиле сюжетов Шекспира, Малик-Кахер ловко поменял чаши, Бейбарс выпил яд и в мучениях умер (1277). Ему было не больше 50 лет [Жизнеописание султана аз-Захира Бейбарса, 1975, с. 12].

 

В Египте переводили на кипчакский язык произведения арабской и персидской поэзии и прозы. Кипчаки Египта говорили на родном языке, претерпевшем, однако, значительное изменение под влиянием других тюркских наречий, особенно огузского диалекта. В течение всего почти полуторавекового правления бахри-мамлюков кипчакско-огузский язык был официальным государственным языком Египта. На кипчакско-огузском языке, оформившемся в Египте как литературный язык ко второй половине XIV в., создается немало литературных произведений самого разнообразного содержания. Кипчакско-огузский язык оказывал заметное воздействие на лексику и грамматику арабского языка, о чем свидетельствуют арабо-тюркские (кипчакские) словари мамлюкской эпохи [Наджип, 1965, с. 21]. Интересно, что наименование, известное в русской транскрипции как «казах», а в казахской как «казак», впервые встречается в тюрко-арабском словаре 1245 г., составленном в Египте, хотя носило тогда не этническое (т.е. не стало еще названием народа), а социальное значение – «вольный», «свободный», «скиталец». Среди двуязычных словарей выделяется «Книга постижений языка тюрков» – труд Абу Хаяна (1256–1345), составленный в 1313 г., а также сочинение выходца из тюрков Джамала ад-Дина ат-Турки «Достаточное для желающего познать языки тюрков и кипчаков». Важно отметить, что у обоих авторов в качестве основного источника упоминается сочинение «Яркие лучи», автором которого был кипчак Аладдин Байлик ал-Кыфчаки. Из произведений этого круга можно отметить словарь «Книга собрания толковых слов тюркских, арабских, монгольских и персидских», составленный в Египте в 1245 г. В основу его положен кипчакский язык, но присутствует также и лексический материал из туркменского [Кумеков, 1988, с. 12–16].

 

Мамлюки покровительствовали искусству и науке, особенно медицине. Египет и Сирия XIV в. славились врачами, была развита даже гинекология, что необычно для мусульманской страны. Существует мнение, что именно в Египте времен бахри-мамлюков зародилась психотерапия [Олдридж, 1970, c. 50]. Знамениты были и египетские окулисты, искусно удалявшие катаракты. Кипчакские мамлюки поощряли ветеринарию, которая породила интересную литературу о лошадях, столь милых сердцу выходцев из степных просторов Дешт-и-Кипчака. {163}

 

Очень важно, что в XIII–XIV вв., в эпоху войн с монголами, «вздумавшими покорить мир», Египет и Сирия стали убежищем для мусульман со всего света. К 1300 г. население Каира достигало миллиона человек, так как туда стекались беженцы их всех мусульманских стран, спасавшиеся от монгольских варварств.

 

Таким образом, в Египте и Сирии появилось много мусульманских ученых и философов, ремесленников, градостроителей и учителей, чья безопасность была гарантирована военной мощью Мамлюкского султаната. В последующие 200 лет эти представители науки и искусства способствовали расцвету культурной жизни Египта и Сирии. Только в Каире было построено 150 мечетей, медресе и мавзолеев, и почти все они были шедеврами архитектурного искусства. Многие из них и поныне радуют взоры тех, кому выпало счастье видеть эти жемчужины архитектуры: мечеть Бейбарса, возведенную по его личному приказу, мечеть султана Хасана, медресе-мавзолей в Бейналь-Касрейне, знаменитый акведук Ан-Насира, по которому вода из Нила поступала в цитадель – резиденцию мамлюкских султанов и многие другие здания [Олдридж, 1970, с. 81–86].

 

В период правления кипчакских мамлюков в Египетско-Сирийском султанате жили два величайших историка того времени – аль-Макризи и Ибн-Халдун [Тизенгаузен, 2003, с. 169–180]. В сочинении последнего «Книга назиданий в сборнике начала…» приводится масса сведений о кипчаках. Великий историк обновляет представление о тюрках, отмеченное более ранними арабскими авторами, как о «благородных дикарях». Он дает обзор повсеместного господства тюрок в мусульманском мире его времени и замечает, что «в период, когда безмятежная жизнь и праздность мусульман, отсутствие у них жизненных сил и мужества, обрушили на их головы вторжение монголов, Аллах сделал Египет защитным бастионом против неверных, взрастив там доблестных защитников в лице мамлюков из сильных и многочисленных тюркских племен. Более того, – продолжает он, – Аллах своим Провидением сделал так, что волна за волной, поколение за поколением, тюрки будут приходить в мусульманский мир, чтобы не дать старым привычкам к вялости и спокойной жизни снова укрепиться среди мусульман» [Босворт, 1981, с. 20–36]. Но особенно он был знаменит своим трудом «Пролегомена», который касался социальных проблем, актуальных и поныне. Его книга стоит в одном ряду с трудами Н. Макиавелли, появившимися сто лет спустя.

 

Аль-Макризи – типичный арабский историк, без его трудов нельзя обойтись при изучении Египта и Сирии в мамлюкскую эпоху [Тизенгаузен, 2003, с. 190–199]. Вспоминая страшные нравы того времени, с удивлением читаешь в «Пролегомене» Ибн-Халдуна, что «источником наилучшей системы правления государством является доброта». Эти слова выражают протест против изуверств этой варварской эпохи [Тизенгаузен, 2003, c. 169–180]. Оба ученых – продукт эпохи кипчакских мамлюков, они, прежде всего, были интеллектуалами в самом высоком смысле этого слова.

 

К концу эпохи кипчакских мамлюков общая атмосфера в стране не способствовала развитию культуры и духовных ценностей. Египет и Сирия погружались во мрак мамлюкских распрей. Безумная грызня между мамлюками вспыхнула с новой силой, и изо дня в день мамлюкские воины тюркского и кавказского происхождения, потомки степняков и горцев, рубили друг друга клинками на улицах египетской столицы. Тюркские мамлюки играли господствующую роль в правящей {164} элите Египетско-Сирийского султаната в XIII–XIV вв., хотя и оставались чужеземцами в этой стране. Они были изолированной «кастой» в египетском обществе, своеобразным привилегированным военным сословием и, хотя пополнялись рабами, все же подлинными рабами в эпоху кипчакских мамлюков были широкие слои египетского и сирийского арабского мусульманского, а также, иудейского, коптского и другого восточно-христианского населения [Олдридж, 1970, с. 71–86].

 

История кипчакских мамлюков противоречива, и ее нельзя рисовать только в черных красках. Хотя власть иностранцев, каковыми и являлись кипчакские мамлюки, была вечным проклятием Египта и Сирии, именно эти тюркские воины, изгнанные монгольскими завоевателями из своих родных степей, проданные в рабство, оказались правителями огромной, мощной, богатой и культурной арабской страны и спасли своим мужеством и героизмом на поле брани мусульманскую цивилизацию от монгольского варварства. Как сказал аль-Омари: «Над татарами (монголами) никто, кроме них (мамлюков. – А.К.) не одерживал верха. Благодаря этой победе, победа над татарами стала постоянной, и одержана она была именно ими, а не кем именно другим, хотя и было тогда много царей мусульманских и велико их рвение к священной войне… Не будь этого, распался бы народ истинной религии (т.е. мусульмане), расшатались бы столбы веры (ислама), добрались бы всадники поклонников солнца (т.е. монголов) до крайних пределов запада и покорились бы им все правители земли» [Босворт, 1981, с. 36].

 

 

Литература / References

 

Бахрие Учок. Женщины-правительницы в мусульманском мире. М., 1982 [Bahriye Uchok. The Women-Rulers in Moslem World. Moscow, 1982 (in Russian)].

 

Босворт К.Э. Нашествие варваров: появление тюрок в мусульманском мире // Мусульманский мир. 950–1150. М., 1981 [Bosvort K.E. The Invasion of Barbarians: Appearance of Turks in Moslem world // Moslem World. 950–1150. Moscow, 1981 (in Russian)].

 

Босворт К. Э. Мусульманские династии. М., 1971 [Bosvort K.E. Moslem Dynasties. Moscow, 1971 (in Russian)].

 

Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов. 1096–1231. М., 1986 [Buniyatov Z.M. The State of Khvarezmshahs-Anushteginids. 1096–1231. Moscow, 1986 (in Russian)].

 

Голубовский П.В. Половцы в Венгрии. Исторический очерк. Киев, 1889 [Golubovsky P.V. Polovtsians in Hungary. Historical Essay. Kiev, 1889 (in Russian)].

 

Жизнеописание султана аз-Захира Бейбарса. М., 1975 [The Description of the Life of Sultan Az-Zahir Baibars. Moscow, 1975].

 

Златарски Е. История на Българската държава през средните векове. Т. 3, София, 1972 [Zlatarski E. The History of Bulgarian State During Mediaeval Ages. Vol. 3, Sofia, 1972 (in Bulgarian)].

 

Кадырбаев А.Ш. За пределами Великой Степи. Алматы, 1997 [Kadyrbaev A.Sh. Out of the Limits of the Great Steppe. Almaty, 1997 (in Russian)].

 

Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI–XII вв. М., 1974 [Kajdan A.P. Social Component of the Ruling class of Byzantine Empire in 11th–12th centuries. Moscow, 1974 (in Russian)].

 

Киракос Гандзакеци. История Армении. М., 1976 [Kirakos Gandzakezi. The History of Armenia. Moscow, 1976 (in Russian)]. {165}

 

Кумеков Б.Е. Арабские источники о кипчаках. Алма-Ата, 1988 [Kumekov B.E. The Arabian Sources about Kipchaks. Alma-Ata, 1988 (in Russian)].

 

Наджип Э.Н. Кипчакско-огузский литературный язык Египта XIV в. Автореферат докторской диссертации. М., 1965 [Nadjip E.N. The Kipchak-Oguzian Literary Language of Egypt in XIV Century. DSc Dissertation. Moscow, 1965 (in Russian)].

 

Олдридж Д. Каир. Биография города. М., 1970 [Aldridge J. Cairo. Biography of the City. Moscow, 1970 (in Russian)].

 

Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Том III. М. – Л., 1946 [Rashid-ad-Din. The Collection of Cronicles. Vol. III. Moscow, Leningrad, 1946 (in Russian)].

 

Тизенгаузен В.Г. Извлечения из сочинений арабских. Сборник материалов по истории Золотой Орды. Т. 1. М., 2003 [Tizengauzen V.G. The Extracts of Arabian Sources. The Materials for the History of Golden Horde. Vol. 1. Moscow, 2003 (in Russian)].

 

Успенский Ф.И. Византийские источники о монголах и египетских мамлюках // Византийский временник. Т. XXIV. СПб, 1926. C. 40–50 [Uspenskiy F.I. Byzantine Sources about Mongols and Mamlukes of Egypt // Vizantiiskii vremennik. Vol. XXIV. Saint Petersburg, 1926. Pp. 40–50 (in Russian)].

 

Федоров-Давыдов Г.А. Курганы, идолы, монеты. М., 1968 [Fedorov-Davydov G.A. The Mounds, the Idols, the Coins. Moscow, 1968 (in Russian)].

 

Ayalon D. The Circassians in the Mamluk Kingdom // Journal of the American Oriental Society. 1949. 69.3. Pp. 135–147.

 

Barber C.R., Stern S.M. Muslim Studies. London, 1967. {166}

 

Кадырбаев А.Ш. Тюркские мамлюки в стране пирамид в эпоху монгольского нашествия (XIIIXIV вв.) // Вестник Института востоковедения РАН. № 2 (8). М.: ИВ РАН, 2019. С. 156–166.

 

http://ivran.ru/f/«V...AN»_2019_№2.pdf

Ответить