←  Выдающиеся личности

Исторический форум: история России, всемирная история

»

А.В.Суворов

Фотография Кирилл Кирилл 06.11 2008

Изображение


Александр Васильевич Суворов однажды спросил у Державина, какие слова великий поэт написал бы на могиле великого полководца. "Здесь лежит Суворов", - ответил Державин. "Лучше не скажешь", - согласился Александр Васильевич. И действительно, само имя Суворова затмевает все возможные титулы и награды.

Ни один русский полководец не имеет за плечами такого количества блестящих побед. В течение своей многолетней военной службы Суворов ни разу не был побежден


СОЛДАТСКАЯ СЛУЖБА

Глядя на хилого и болезненного ребенка, предпочитавшего подвижным играм книги, трудно было предположить, что он станет величайшим полководцем в истории России. Василий Иванович Суворов, сам отдавший всю свою жизнь армии, готовил сына к гражданской службе. Когда Саше исполнилось 11 лет, дом Суворовых посетил легендарный генерал Абрам Петрович Ганнибал. Согласно семейной легенде, именно арап Петра Великого увидел в тщедушном ребенке будущего полководца, и мальчик был записан в Семеновский полк.

Начало военной службы было у Суворова более тяжелым, чем у большинства его сверстников. Дело в том, что военная карьера у дворянских детей отсчитывалась с пеленок: новорожденного сразу записывали в полк, поэтому к тому моменту, когда молодой человек реально приступал к исполнению своих обязанностей, он уже успевал "дослужиться" до офицерского чина. Суворову же, отставшему от своих сверстников на целых 11 лет, пришлось добывать офицерские эполеты долгой солдатской службой. Но эта служба много дала Александру Васильевичу: он научился говорить с простыми людьми на понятном им языке (подавляющее большинство солдат было из крестьян), понял, как заставить подчиненного поверить своему командиру и забыть об опасности.

Вплоть до 1760 года Суворов служил в интендантских войсках и в военных действиях участия не принимал. Наконец по настоянию сына Василий Иванович подал челобитную о переводе его в полевые войска, "так как он по молодым летам желание и ревность имеет еще далее в воинских операциях практиковаться". Просьба была удовлетворена.

Во время Семилетней войны Суворов участвовал в походе на Берлин, командовал отдельными отрядами и отличился как отважный партизан и лихой кавалерист. Но осознание собственного пути пришло позже, когда в 1763 году 33-летний Суворов получил Суздальский пехотный полк.

НАУКА ПОБЕЖДАТЬ

В те годы солдаты служили в полку десятилетиями. Придя в армию молодыми рекрутами, они возвращались домой уже стариками. За это время солдат многому можно было обучить. В Новой Ладоге, где был расквартирован Суздальский пехотный полк, молодой полковник выстроил здание для школы и сам взялся за обучение солдат. Он преподавал все - от арифметики до Закона Божьего, писал учебники и составлял специальные сборники молитв.

Принципиально новым в суворовских занятиях было сведение строевых упражнений, которым тогда придавали огромное значение, к минимуму. Суворов исходил из того, что солдата надо учить побеждать, а не маршировать на параде. С плаца занятия были перенесены на реальный ландшафт - в поле и в лес. Известный суворовский принцип "тяжело в ученье - легко в бою" означал, что на тренировках солдаты часто получали нагрузку намного большую, чем в реальном сражении. Суворов сравнивал своих солдат с маленькими детьми, которые плачут, когда их купают в холодной воде, зато потом не болеют. В результате такой подготовки суворовские солдаты были в состоянии атаковать неприятеля даже после того, как прошли маршем сотни верст. Рядовые не роптали на Александра Васильевича: они видели, что он вместе со всеми преодолевает препятствия, ест из солдатского котла, спит на земле. Такого командира не просто уважали - его любили.

Для Суворова было крайне важно, чтобы солдаты сознательно участвовали в боевых действиях. "Каждый воин, - писал он, - должен знать свой маневр". Александр Васильевич видел в солдате соавтора победы и всячески поощрял инициативу.

Опыт занятий с солдатами Суворов обобщил в своей знаменитой "Науке побеждать". Эта книга - не теоретическое исследование, а практическое пособие для офицера. Позже, когда Суворов командовал армиями и не имел физической возможности лично работать со всеми воинскими частями, офицеры занимались с солдатами, пользуясь именно этой книгой.

ПОБЕДИТЕЛЬ

В ноябре 1768 года Суздальский полк был переброшен в Смоленск для участия в военных действиях против польских конфедератов. Прекрасно обученные солдаты Суворова одержали несколько важных побед, повлиявших на исход войны, итогом которой стал первый раздел Польши. Из похода Суворов вернулся генерал-майором и знаменитым человеком.

Александр Васильевич умел достойно нести бремя славы. Он по-прежнему сам обучал солдат. Сохранились и спартанские привычки: Суворов спал на сене, прямо на полу, рано вставал, обливался холодной водой и не признавал теплой одежды. После того как Екатерина II наградила своего полководца шубой, он везде возил ее с собой, но никогда не надевал.

Польских конфедератов Суворов не считал серьезными противниками. Ему хотелось принять участие в боях с турками, у которых в ту пору была очень сильная армия. Его желание исполнилось. В мае 1773 года 2300 русских солдат под предводительством Суворова взяли крепость Туртукай, гарнизон которой составлял около четырех тысяч человек. В такую победу было трудно поверить, ведь для штурма укреплений всегда требуется больше солдат, чем для их защиты. Однако солдаты, видя, что их командир находится в гуще боя, а не руководит сражением через адъютантов, просто не могли отступить. Туртукай был первой турецкой крепостью, взятой Суворовым, но далеко не последней.

ЧУДАК

Суворова любили и ненавидели, о нем слагали песни и сатирические куплеты, его портреты украшали крестьянские избы, а карикатуры на него - страницы западных газет. Но ни в России, ни за ее пределами о нем не говорили равнодушно. Современников поражали не только военные победы Суворова, но и многие его странности, которые казались юродством или эпатажем. Есть сотни свидетельств об экстравагантном поведении великого полководца.

Однажды в Рождественский сочельник, когда церковный устав предписывает строгий пост, Суворов присутствовал на ужине у Екатерины II. Сидя за праздничным столом, полководец демонстративно ни к чему не прикасался. Заметив это, императрица спросила у него, почему он не принимает участия в трапезе. Потемкин, принципиально не соблюдавший постов, отвечал, что Александр Васильевич не будет есть, пока не взойдет первая звезда. Через несколько минут паж принес коробочку с бриллиантовой орденской звездой, и императрица со словами "Ваша звезда взошла, фельдмаршал!" пригласила Суворова присоединиться к трапезе.

Сей эпизод можно считать простым чудачеством (как это и делают авторы мемуаров), а можно рассматривать и как пример бытового исповедничества. Известно, что покровительствующая французским энциклопедистам Екатерина II часто ставила себя выше церковных предписаний. Суворов же считал нелишним напомнить императрице о нормах церковной жизни.

Вот как рассказывает о чудачествах Суворова его секретарь Егор Фукс: "Странности, особенности или так называемые причуды делали Князя загадкою, которая не разрешена еще и поныне. Беспрестанно спрашивали и спрашивают меня, зачем он наложил на себя такую личину? И ответ мой был тот, какой и теперь: не знаю. Всегда поражало, изумляло меня, как человек, наедине умнейший, ученейший, лишь только за порог из своего кабинета, показывается шутом, проказником, или, если смею сказать, каким-то юродивым. Он играл с людьми комедию и на сцене резвился, а зрители рукоплескали. Однажды, вышед из терпения, отважился я спросить его, что все это значит? "Ничего, - отвечал он, - это моя манера. Слышал ли ты о славном комике Карлене: он на Парижском театре играл арлекина, как будто рожден арлекином; а за кулисами и в частной жизни был пресерьезный и строгих правил человек: ну, словом, Катон!" И чтобы пресечь разговор, приказал мне идти с поручениями".

Суворов ненавидел все высокопарное и торжественное и организовывал свою жизнь таким образом, что о нем очень трудно говорить "высоким штилем". Это хорошо почувствовал Державин, написав в посвященном памяти Суворова стихотворении:
Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и зное меч закаляя
Спать на соломе, бдеть до зари…

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВОЗМОЖНОГО

Когда солдаты делают то, что сделать практически невозможно, то сухие сводки о численности войск и размерах потерь впечатляют больше, чем самые яркие описания битв.

В июле 1779 года Суворов с 25-тысячной русско-австрийской армией разгромил 30-тысячную турецкую группировку у горы Фокшаны. В сентябре того же года турки тайно перебросили большие силы к реке Рымник, стремясь окружить и уничтожить австрийский корпус. Вот когда пригодился приобретенный солдатами во время учений опыт бросков на большие расстояния! По размытым осенним дорогам семитысячный суворовский отряд за двое суток проходит 100 верст и соединяется с австрийской армией. Соединенные силы союзников составляли 25 тыс. человек, в то время как турки располагали 80-тысячной армией. Командующему австрийскими войсками принцу Кобургу казалось немыслимым нападать на превосходящего в численном отношении противника, однако верный своей наступательной тактике Суворов пригрозил выступить в одиночку. Прямо с марша русские войска, поддержанные австрийцами, вступили в бой. Битва при Рымнике - одна из самых впечатляющих суворовских побед.
В битве при Рымнике 25-тысячная армия Суворова обратила в бегство 80-тысячную, причем турки потеряли 17 тыс. человек, а русские - всего 45 человек убитыми и 133 ранеными.

НОВЫЕ ВРЕМЕНА

Смерть Екатерины II и воцарение Павла, казалось, уничтожили суворовскую школу военного искусства. Представления Александра Васильевича об армии коренным образом отличались от идей нового императора. Если фельдмаршал ценил в каждом "чудо-богатыре" личность, поощрял инициативу и стремился к тому, чтобы не только офицеры, но и простые солдаты в бою действовали осознанно, то Павел видел в вооруженных силах жестко управляемый механизм, всегда готовый к исполнению команд. Этим объяснялась и любовь императора к парадам, и его неприязнь к тактическим учениям.

Изменение военной доктрины Суворов переживал не только как личную катастрофу, но и как угрозу безопасности России. В частных письмах Александр Васильевич много размышлял о тех бедах, которые может принести стране правление Павла, но для верного присяге солдата выступление против своего императора было невозможно. Когда в 90-е годы ему предложили примкнуть к готовящемуся военному заговору, он с негодованием отказался. Суворов мог сколько угодно фрондировать перед Екатериной, мог не соглашаться и спорить с Павлом, и все же стать клятвопреступником - а заговорщик был для него именно клятвопреступником - он не мог.

Александр Васильевич получил отставку и поселился в своем имении. Здесь он продолжал жизнь стоика и аскета. Вставал до рассвета, обливался холодной водой, шел в храм, где пел на клиросе и прислуживал, много читал, общался с крестьянами. Рассказывали, что некий важный гость был весьма удивлен, увидев, что фельдмаршал играет в бабки с крестьянскими детьми. Суворов же объяснил приезжему, что в России теперь столько фельдмаршалов, что делать им нечего, поэтому и приходится играть в бабки.

Отойдя от дел, фельдмаршал размышлял о постриге. В декабре 1798 года он писал императору: "Ваше Императорское Величество, всеподданнейше прошу позволить мне отбыть в Нилову Новгородскую пустынь, где я намерен окончить мои краткие дни в службе Богу. Спаситель наш один безгрешен. Неумышленности мои прости, милосердный Государь".

Шестого февраля Суворов получил ответ государя, в котором вместо монастырской келии ему предлагалось командование армией. "Сейчас получил я, - писал Павел, - известие о настоятельном желании Венского двора, чтобы Вы предводительствовали армиями в Италии, куда и мои корпусы Розенберга и Германа идут".

Судьба Суворова переменилась благодаря австрийским военачальникам, оценившим его гений еще во время русско-турецкой войны. По настоятельным ходатайствам венского двора Павел подписал-таки высочайший рескрипт, которым Суворову поручалось начальство над австро-русской армией в войне с Францией. Суворов был ошеломлен этим приказом, однако, ни минуты не колеблясь, принял назначение. Покидая место своей двухлетней ссылки, Александр Васильевич в свойственной ему манере сказал: "Служил за дьяка, пел басом, а теперь поеду петь Марсом".

ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ

События итальянского похода развивались стремительно. Четвертого апреля Суворов приехал к армии в Верону, уже на следующий день русские офицеры учили войска суворовской тактике, а еще через два дня армия выступила в поход. Восемнадцатого апреля, то есть всего через две недели после приезда Суворова, победоносные русско-австрийские войска вступили в Милан, а вскоре вся Северная Италия была освобождена от французов. Павел пожаловал Суворову титул князя Италийского, а мелкие итальянские князья буквально засыпали русского фельдмаршала наградами, к которым он, впрочем, относился со значительной долей иронии. Однажды Суворов потребовал награды для своего денщика Прошки, которого вся армия знала как пьяницу. Награждение орденом означает посвящение в рыцари, поэтому наградные знаки, которые получил нетрезвый денщик, формально назывались медалями, хотя они были изготовлены в единственном экземпляре, что по значению приравнивало их к орденам. Фельдмаршал лично разработал шутовской ритуал награждения Прошки. Первый пункт этого документа гласил: "Прошке быть завтра в трезвом виде". Согласно другому пункту церемониала, Прошка должен был целовать руку посланнику сардинского короля, который вручал награду. Однако посланник никак не соглашался с тем, чтобы награждаемый (то есть производимый в рыцарское достоинство) целовал ему руку, в результате чего Прошке, к восторгу наблюдавших эту сцену солдат, пришлось гоняться за потрясенным королевским посланником.

Вопреки обещаниям австрийские войска покинули союзников, и Суворов получил приказ действовать в Швейцарии в одиночку. Фантастический переход суворовской армии через Альпы не имел и не имеет аналогов в военном искусстве. Конечно, через Альпы переходили и Наполеон, и Ганнибал, но они не воевали в горах, в то время как русским войскам приходилось штурмовать эту естественную крепость под огнем неприятеля. Только прошедшие суворовскую школу солдаты могли совершить подобное.

ЗДЕСЬ ЛЕЖИТ СУВОРОВ

Вернувшись из своего последнего похода, прославленный генералиссимус вновь попал в немилость. Александра Васильевича, правда, это уже не особенно волновало, поскольку он понимал, что его военная карьера завершена. Великий пост 1800 года он провел в своем имении в Кобрине. Несмотря на протесты врача, неукоснительно посещал церковные службы. В относящихся к тому времени записях есть такие слова: "Будь христианин, Бог сам даст и знает, что когда дать". Здесь, в Кобрине, Александр Васильевич пробует себя как церковный песнотворец. Составленный им "Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу" был опубликован уже после смерти полководца.

Последние дни он провел в доме своего родственника графа Д. И. Хвостова. Шестого мая 1800 года, причастившись Святых Христовых Тайн, Суворов произнес: "Долго гонялся я за славой - все мечта, покой души - у Престола Всевышнего". Через несколько часов он скончался. Его похоронили в Александро-Невской лавре, где покоятся мощи защитника России благоверного князя Александра Невского.

На могильной плите полководца не указано ни титулов, ни наград. Высечено всего три слова: "Здесь лежит Суворов".
_____________________


Фольклористы до сих пор записывают истории о том, что где-то в лесу в глубокой пещере спит богатырь Суворов. Если Россия вдруг окажется в опасности, он проснется и защитит свою родину

СУВОРОВСКАЯ ШКОЛА

Наставление войскам союзной армии о характере и способах действий против французов (1799 г.)

1. Штыком может один человек заколоть троих, где и четверых; а сотня пуль летит на воздух. Казаки должны всегда держаться за кавалерией: их быстрота довершает победу... и как только неприятель сбит, то ни один человек не спасен.

2. Быстрота и натиск - душа настоящей войны. Бегущего неприятеля ослабляет одно преследование. Победителю прилично великодушие. Бегущий неприятель охотно принимает пардон. Смерть или плен - все одно.

3. Пища поддерживает силы человека. В случаях особенных надобно довольствоваться малым. Кавалерия сама снабжает себя фуражом.

Наставление австрийской армии о ежедневных упражнениях в действии холодным оружием и двусторонних атаках (1799 г.)


Когда неприятель бежит, то его провожают ружейным огнем. Он не стреляет, не прикладывается, не заряжает. Много неудобств спасаться бегством.

Когда же за ним штыки, то он еще стреляет; а потому не останавливаться, а ускорять его бегство штыками.

День готовиться к маневрам. С утра упражняться штыками и саблями. По временам производить натиск пехоте против пехоты, кавалерии против кавалерии, поодиночке, повзводно, ротами, эскадронами, батальонами, полками, как признается удобнее. Особенно же следует беречь лошадей; человек лучше отдыхает.

Замечания о доведении плана действий до каждого начальника и рядового солдата (1799 г.)


План операционный: в главную армию, в корпус, в колонну. Ясное распределение полков. Везде расчет времени. В переписке между начальниками войск следует излагать настоящее дело ясно и кратко, в виде записок, без больших титулов; будущие же предприятия определять вперед на сутки или на двое.

Недовольно, чтоб одни главные начальники были извещены о плане действия. Необходимо и младшим начальникам постоянно иметь его в мыслях, чтобы вести войска согласно с ним. Мало того, даже батальонные, эскадронные, ротные командиры должны знать его по той же причине, даже унтер-офицеры и рядовые. Каждый воин должен понимать свой маневр. Тайна есть только предлог, больше вредный, чем полезный. Болтун и без того будет наказан.

Вместе с планом должен быть приложен небольшой чертеж, на котором нет нужды назначать множество деревушек, а только главные и ближайшие места, в той мере, сколько может быть нужно для простого воина...

ШУБА С ЦАРСКОГО ПЛЕЧА
Из "Анекдотов Князя Италийского, графа Суворова-Рымниковского, изданных Фуксом", СПб., 1827

*Граф Сент-Андре, почтенный Сардинский генерал, преданный Суворову, сказал ему однажды в разговоре: "Ваше сиятельство имеете врагов, но не соперников".

*Слова "не могу знать, не умею сказать, полагаю, может быть, мне кажется, я думаю" - и все подобное, неопределительное, могли его рассердить до чрезвычайности. Один, принадлежавший к дипломатическому корпусу, имел несчастие употреблять сии слова и никак не мог отвыкнуть. Он однажды довел Князя до того, что тот велел растворить окошки и двери и принесть ладану, чтобы выкурить и очистить воздух от заразительного "немогузнайства".

*Государыня Императрица Екатерина, узнав, что Суворов ездит и ходит в трескучие морозы в одном мундире, изволила для сбережения его здоровья подарить ему пребогатую черную соболью шубу. Он принял дар сей монаршего благопризнания с должным благоговением; возил с собою в карете, держа со всякою бережливостью на коленах, но никогда не дерзал возлагать на грешное свое тело, как он отзывался о себе по христианскому смирению.


Источник: "Русский предприниматель" № 5-6 (5) июль-август 2002
Сообщение отредактировал Кирилл: 06.11.2008 - 16:31 PM
Ответить

Фотография Alisa Alisa 13.10 2009

Изображение


Редкая по своим изумительным дарованиям личность Александра Суворова (1730–1800) долгое время привлекала внимание главным образом историков, представителей военной науки и писателей. Но чем больше проходит времени и чем настойчивее наши желания религиозно осмыслить наш исторический опыт, тем явственнее проступают те духовные грани, которые совершенно не замечала наша расцерковленная общественная наука. Он не потерпел ни одного поражения. А.Суворов был гениальный человек, но только этим объяснить его непобедимость не возможно. Лучше других это понимал он сам и прямо об этом говорил: «Молись Богу! от него победа. Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал»; «Короток взмах сабли, короток и штык, а врагу смерть. Божия же помощь быстрее мысли воину доблестному, посему просящего в бою пощады - помилуй, кто мститель - тот разбойник, а разбойнику Бог не помощник!» (Наука побеждать). Благочестие А.Суворов считал одним из необходимых качеств воина: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву». Для воинов была обязательная молитва: «Пресвятая Богородице спаси нас. Святителю Отче Николае чудотворче, моли Бога за нас». Полководец настаивал: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай». Сам он для солдат был примером. Ни одну баталию не начинал без молебна. Иногда объявлял перед сражением пост. Например, началу штурма крепости Измаил, которую турки считали неприступной, предшествовали три дня поста. Патриотизм его был проникнут глубоким религиозным сознанием. Отечество наше А.Суворов называл Домом Богородицы: «Умирай за Дом Богородицы, за Матушку, за Пресветлейший дом. Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!» (Наука побеждать»). В Итальянском походе предстояло воевать с французской армией. Суворов рассматривал эту войну как борьбу христианских государств с носителями атеизма. «Италия должна быть освобождена от ига безбожия и французов: всякий честный офицер должен жертвовать собою для этой цели...» — писал он в апреле 1799 г. генералу австрийской армии М. Меласу.

Большая часть жизни его прошла в военных походах. Великий полководец все совершал с упованием на помощь Бога и Божией Матери. 1 октября 1787 г., в день Покрова Пресвятой Богородицы, турки высадились на берег, чтобы овладеть крепостью Кинбурн, которую защищали войска под командованием Суворова. Он с офицерами был на праздничной службе в храме. Ему дважды докладывали о приближении турецких солдат, которые были уже на Кинбурнской косе. Однако Суворов отстоял обедню до конца, веря в покровительство Царицы Небесной. Была одержана победа. Суворов в благодарность Богу и Матери Божией построил храм Покрова Пресвятой Богородицы.

К пленным А.Суворов проявлял христианское человеколюбие. Он запрещал какую-либо жестокость. Когда противник складывал оружие, он говорил: «Да будет мир на Израиле». Пленные получали хорошую еду и медицинскую помощь.

Его служение было жертвенным. Никогда не думал о себе, всегда был готов положить душу за отечество и други своя.

Он построил несколько храмов (в Новой Ладоге собственными руками изготовил крест-распятие). «Постоянной заботой Суворова были церкви. Значительная часть оброков шла на исправление старых церквей и сооружение новых... Параллельно с заботами о церковных зданиях, утвари и вообще благолепии, отдавались распоряжения о помещениях для причта и его содержании. Давая распоряжения по постройке церкви в селе Рождествено, Суворов писал следующее: «На Рождественской Божией церкви на главах крестам должно быть самой первой работы и драгоценно позлащенным для прочности на обычай городовой, но без полулуниев» (М.Г. Жукова. «Твой есмь аз. Суворов», М., 1998, с. 105). А.Суворова отличала щедрая благотворительность. Только после смерти Суворова узнали, что он посылал ежегодно к святой Пасхе в петербургскую тюрьму несколько тысяч рублей на выкуп неимущих должников.

Все вышесказанное только в малой мере рисует высокое благочестие великого воина. Суворов во всем стремился к простоте. Образ жизни он вел аскетический. Спал почти всегда на соломе и питал отвращение ко всему, что могло изнежить человека. Он свято соблюдал церковные уставы. Когда фельдмаршал жил в своем имении Кончанском, поднимался очень рано. Шел в храм. Звонил на колокольне. Разжигал кадило и подавал священнику. Читал во время службы в храме.

В декабре 1798 года А.Суворов принял решение стать монахом. В прошении Государю Павлу Петровичу он писал: «Державнейший Великий Монарх! Вашего Императорского Величества всеподданнейше прошу позволить мне отбыть в Нилову Новгородскую пустынь, где я намерен окончить мои краткие дни в службе Богу. Спаситель наш один безгрешен. Неумышленности моей прости, милосердный Государь. Всеподданнейший богомолец Божий раб Граф Александр Суворов-Рымникский». Суворов ждал ответа. Через несколько месяцев он получил императорский рескрипт, назначавший его в поход в Европу против французов. Фельдмаршал отслужил молебен в сельской церкви и отправился в войско. Итальянский поход закончился победоносно. Суворов получил титул князя Италийского. Император Павел присвоил ему звание генералиссимуса. Но душа полководца уже ожидала будущего перехода от временной земной жизни к вечности. Как и раньше он строго провел последний свой Великий пост. Успел составить Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу (опубликован в 1998 г.).

Великий воин, все упование возлагавший на Господа, скончался в Петербурге в доме своего племянника Д. И. Хвостова. Две недели продолжалась тяжелая болезнь. 6 мая 1800 г. он пожелал приобщиться Святых Христовых Таин. После исповеди и причастия сказал: «Долго гонялся я за славой — все мечта, покой души — у Престола Всевышнего». С молитвой отошел он в этот день к Господу. 12 мая совершилось отпевание в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.

Высокое личное благочестие А.Суворова, поднимавшее его на уровень святости, явило плоды при многолетнем исполнении тяжелых обязанностей полководца. Сейчас в Свято Тихоновском гуманитарном Университете ведется сбор материалов для его прославления. Когда работа закончиться, документы будут поданы в Синодальную Комиссию по канонизации.


Источник: http://www.pravoslavie.ru/sm/6579.htm
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
Сергей

Ответить

Фотография Ярослав Стебко Ярослав Стебко 14.10 2009

Да конечно можно, у нас сейчас всё можно, даже Николашку канонизировали. Вот только зачем? Это государственный деятель, а не церковный.
Ответить

Фотография Estufero Estufero 14.10 2009

Да конечно можно, у нас сейчас всё можно, даже Николашку канонизировали. Вот только зачем? Это государственный деятель, а не церковный.

А разве канонизируют только церковных деятелей?
Ответить

Фотография Alisa Alisa 14.10 2009

А разве канонизируют только церковных деятелей?

Как раз таки нет. Достаточно вспомнить того же Невского - тоже с Западом сражался. Только тот отбивался, а Суворов марш-броски по всей Европе устраивал ;)
Вообще полководцев у нас в России было много, но, пожалуй, самым порядочным из них был как раз Суворов. Отсюда все разговоры о канонизации.
Ответить

Фотография Ярослав Стебко Ярослав Стебко 15.10 2009

Только невский ещё с католиками общался на тему смены религии, т.е. он не только защищал Новгород, но ещё и православие.
Ответить

Фотография Alisa Alisa 15.10 2009

Только невский ещё с католиками общался на тему смены религии, т.е. он не только защищал Новгород, но ещё и православие.

Ну это тоже вопрос не однозначный. Лично я не нашла информации о том, что Невский построил хотя бы один храм.
Ответить

Фотография Estufero Estufero 15.10 2009

Только невский ещё с католиками общался на тему смены религии, т.е. он не только защищал Новгород, но ещё и православие.

Это только из жития его известно. То что, он защищал православие - вывод, сделанный из анализа его политики - мир и подчининие татарам, которые религию не только не трогали, а еще и освобождали Церковь от налогов, и бой на смерть с католиками. Его родственник, Даниил Галицкий, выбрал сначала другую политику - союз с католиками против татар. Но католики Даниила не поддержали, так что пришлось ехать на поклон в Орду и просить прощения.

Ну это тоже вопрос не однозначный. Лично я не нашла информации о том, что Невский построил хотя бы один храм.

Для того, чтобы канонизировали, не обязательно храмы строить надо.
Ответить

Фотография Alisa Alisa 15.10 2009

Для того, чтобы канонизировали, не обязательно храмы строить надо.

Я не про канонизацию, а про то, что его считают защитником православия. Довольно странно, что защитник православия так мало уделял внимания церкви. Возможно, тут имел место простой политический расчет, что при татарах русским князьям будет проще, чем при западных рыцарях и Ватикане и они смогут фактически сохранить свою власть, а уж заступничество за православие было лишь предлогом или вообще было додумано позднее, в 16-ом веке, когда Невского канонизировали.
Ответить

Фотография Estufero Estufero 15.10 2009

Довольно странно, что защитник православия так мало уделял внимания церкви.

На чем основано столь громкое заявление?

Возможно, тут имел место простой политический расчет, что при татарах русским князьям будет проще, чем при западных рыцарях и Ватикане и они смогут фактически сохранить свою власть,

Вот уж, объясните, как это могло бы быть? Еще раз обращаю ваше внимание на ту позицию, которую занял Даниил Галицкий.
Ответить

Фотография Ярослав Стебко Ярослав Стебко 16.10 2009

Это только из жития его известно. То что, он защищал православие - вывод, сделанный из анализа его политики - мир и подчининие татарам, которые религию не только не трогали, а еще и освобождали Церковь от налогов, и бой на смерть с католиками.

Да какая разница, вопрос канонизации всегда символический и в данном случае он политический, так же как по политическим мотивам канонизировали Николая номер два.

Вот уж, объясните, как это могло бы быть? Еще раз обращаю ваше внимание на ту позицию, которую занял Даниил Галицкий.

Даже королём стал, и Лев тоже, сын его.
Ответить

Фотография Estufero Estufero 16.10 2009

Да какая разница, вопрос канонизации всегда символический и в данном случае он политический, так же как по политическим мотивам канонизировали Николая номер два.

Вы уж просветите на счет последнего, в чем политический смысл был такой канонизации?
Ответить

Фотография Ярослав Стебко Ярослав Стебко 17.10 2009

Вы уж просветите на счет последнего, в чем политический смысл был такой канонизации?

Это момент выбора между двумя проектами, а их только может быть два у россии: государствееный, и антигосударственный. Вот последний государь инкубатор осуществил последнее, а почему рассказывать долго, есть книга Паршева и я не увидел основ в ней сомневаться, если вы очень хотите, то можно на сей счёт побеседовать отдельно.
Ответить

Фотография Алексейint Алексейint 25.12 2010

Считаю что можно и нужно.
Во 1-х его образ в школьных учебниках истории приближен к простому человеку, т.е. живет как простой солдат, довольствуется малым, общается с простыми солдатами, воевал, выиграл много важных сражений для России, взял Измаил, ценит человеческую жизнь, не подавлял восстание Пугачева, с дества был хилым, но благодаря зарядки и закалеванию вырос в сильную личность. Для меня например более понятная фигура, чем святой Николай 2.
Ответить

Фотография Ptah Ptah 25.12 2010

Считаю что можно и нужно.
Во 1-х его образ в школьных учебниках истории приближен к простому человеку, т.е. живет как простой солдат, довольствуется малым, общается с простыми солдатами, воевал, выиграл много важных сражений для России, взял Измаил, ценит человеческую жизнь, не подавлял восстание Пугачева


А Пугачёв - это лучше Костюшко или хуже? :)
Ответить

Фотография Алексейint Алексейint 27.12 2010

А Пугачёв - это лучше Костюшко или хуже? :)

Я имею в виду, что Пугачев - это противоречевая личность и огромный плюс, что в учебниках истории не упоминается о том что Суворов подавлял его восстание, хотя по некоторым данным он его подавлял.
Мне кажется, канонизированный Суворов олицетворяет:
1) Здоровый образ жизни, был хилым стал сильным!!!
2) Простоту в общении, общался с простыми солдатами и ел с ними кашу, переносил все тяготы солдатской жизни на себе!!!
3)Одержал немало побед во славу русского оружия!!!
Еще бы добавить что-нибудь о том, что он был исключительной православности и всегда защищал русскую веру от посегательств и прям получается очень патриотичный образ, на которого хочется равнятся, таким хочется гордиться!!!
В отличие от императора Николая 2, и сколько бы не говорили о том скольких людей его образ икона исцелила( хотя я не слышал про такие разговоры, но без них никуда и кто является убежденным христианином, я убежден об этом должен слышать) меня его образ не вдохновляет!!!
Ответить

Фотография Ярослав Стебко Ярослав Стебко 27.12 2010

Суворов был продуктом своей эрохи, сиречь был крепостником. Мне сложно сказать о канонизации, но символ он солидный.
Ответить

Фотография Ptah Ptah 27.12 2010

Я имею в виду, что Пугачев - это противоречевая личность и огромный плюс, что в учебниках истории не упоминается о том что Суворов подавлял его восстание, хотя по некоторым данным он его подавлял.


Я имел ввиду, что восстание не менее противоречивой личности Костюшко Суворов таки подавлял причём по некоторым отзывам довольно жестоко. Так что неподавление Пугачёва я бы в заслугу не ставил. Но это так. К слову.
Ответить

Фотография Ярослав Стебко Ярослав Стебко 28.12 2010

Я имел ввиду, что восстание не менее противоречивой личности Костюшко Суворов таки подавлял причём по некоторым отзывам довольно жестоко. Так что неподавление Пугачёва я бы в заслугу не ставил. Но это так. К слову.

Приказали бы, он и восстание пугачёва подавил, и у меня бы язык не повернулся сказать, что он не прав.
Ответить

Фотография Иван Лемилев Иван Лемилев 12.01 2011

Будут знамения - можно.

Я имел ввиду, что восстание не менее противоречивой личности Костюшко Суворов таки подавлял причём по некоторым отзывам довольно жестоко. Так что неподавление Пугачёва я бы в заслугу не ставил. Но это так. К слову.

Жестоко? А вы бы с ними говорить еще стали(с этими).
Ответить