←  Выдающиеся личности

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Владимир Семёнович Высоцкий

Фотография Nick Nick 26.07 2011

Вчера была очередная годовщина смерти поэта. 31 год его нет с нами.
Я был на Ваганьковском кладбище в Москве. Могила поэта прямо у входа, невозможно пройти мимо. Но саму могилу вы не увидите, потому что на ней целый стог живых цветов в любое время года.

Он не был никогда артистом. Артист играет того или иного персонажа. Высоцкий в любой роли был самим собой. Через всю жизнь он пронёс свою индивидуальность, и ни разу не изменил ей. Владимир Семёнович всегда оставался самим собой, независимо от внешней конъюнктуры. Такие люди крайне редки, оттого ценятся на вес золота.

Владимир Семёнович великий поэт - на уровне Пушкина я считаю. Я не люблю слушать песни в его исполнении. Я люблю читать его стихи. Владимир Семёнович, 2 вещи сформировали моё мировоззрение - проза Толстого и стихи Высоцкого.
Такие люди как Вы, являются признаком идентичности нации
Ответить

Фотография Julian Julian 05.08 2011

Вы не правы, Высоцкий играл не сам себя, а мог сыграть любую роль, как артист он был исключительно талантлив.
Ответить

Фотография kmet kmet 08.08 2011

Добавлю, для тех кто возможно не знаком с древним и славным в истории родом Высоцких, из Речи Посполитой и ВКЛ, из которого вышел Великий Поэт и Певец:

Высоцкие — 40 польских шляхетских и русских дворянских родов.

Родоначальником первогo из них был Автоном Высоцкий, владевший в конце XVI века поместьями и Галичском уезде. Внук его, костромской городовой дворянин Василий Иванович, убит при осаде Смоленска в 1634 году; его внуки Василий, Яков и Борис Матвеевичи были стольниками Петра Великого. Потомство последнего из них внесено в VI часть родословной книги Московской и Херсонской губерний («Гербовник», VII, 52).

Второй род Высоцких происходит от дворянина московского Кирилла Евсевьевича Высоцкого, пожалованного вотчинами за участие в войне с Польшей и Турцией (1682—1685). Его потомство внесено в VI часть родословной книги Тверской губернии.

Третий род Высоцких, герба Годземба, происходит от Збигнева Высоцкого, кастеляна Роспирского в начале XVI века; он разделился в XVII веке на шесть ветвей, внесенных в VI часть родословной книги Гродненской, Виленской, Волынской, Киевской, Минской, Могилевской и Смоленской губерний.

Четвёртый род Высоцких, герба Дрыя, происходит от Моисея Высоцкого, помещика Лидского уезда (1632). Его потомство, разделившееся на две ветви, внесено в I часть родословной книги Виленской и Минской губерний.

Пятый род Высоцких, герба Одровонж, происходит от Вацлава Высоцкого, помещика Ошмянского уезда; он разделился на четыре ветви, внесенные в VI и I части родословной книги Витебской, Гродненской и Минской губерний.

Шляхетский герб Высоцкий, вариант герба Остоя

Шестой род Высоцких-Горных, герба Остоя, происходит от Якова Высоцкого, помещика Люблинского воеводства (1717). Его потомки внесены в VI часть родословной книги Гродненской губ.

Седьмой род Высоцких, герба Бонча, происходит от помещика Житомирского уезда Антона Марцеллиевича Высоцкого (1721). Его потомство внесено в I часть родословной книги Волынской губерний.

Родоначальником восьмого рода был мечник волынский (1605) Тимофей Высоцкий; его потомство внесено в VI часть родословной книги Волынской губернии.

Девятый род происходит от ротмистра Станислава Высоцкого, владевшего поместьями в 1710 году. Его потомство внесено в VI часть родословной книги Волынской губернии.

Родоначальник десятого рода Высоцких-Курженевичей был хорунжий Стефан (1652), владевший поместьями в Пинском уезде. Его потомство внесено в VI часть родословной книги Минской губернии.

Высоцкие герба Рогаля известны с 1600 года, в Германии именовались также von Rososki, хотя в ряде источников Рососки указаны герба Равич. Упомянуты в Калише в 1640 году. Высоцкие-Рососки — тоже в Калише в 1619 году

Высоцкий Гиероним, кустош гнезненский, каноник ловицкий, сын Томаша Высоцкого герба Рогала и Дороты Закржевской герба Виссогота, прелат, умер в 1736 во Влоцлавеке.

Остальные роды Высоцких принадлежат к новому дворянству и внесены в I, II и III части родословной книги губерний Волынской, Гродненской, Казанской, Калужской, Московской (3 рода), Новгородской, Орловской, Полтавской (4 рода), Симбирской, Смоленской (4 рода), Таврической, Тамбовской, Харьковской, Херсонской и Черниговской (3 рода) губерний.

Род Василия Ивановича Высоцкого, писаря Генерального суда (1779 год) внесен в I часть Родословной книги Полтавской губернии Указом Правительствующего Сената № 6461 от 15.08.1858. На гербе этого рода в серебряном фоне чёрное копье над золотым полукольцом. Нашлемник: три черных страусовых пера.



В настоящее время исследователи сходятся на том, что род Высоцких, давший миру Великого Поэта и Певца, происходит из местечка Селец Пружанского уезда Гродненской губернии, ныне — Брестской области, Белоруссия.
Ответить

Фотография stan4420 stan4420 04.02 2018

efc8436321160e2b4a3dffae65797f51_XL.jpg
 

Согласного судьба ведет, сопротивляющегося – тащит. Я никогда и не сопротивлялся. Когда меня, зеленого студента, вдруг пригласили на «квартирник» со скандальным бардом, я знал – надо идти. Первая встреча с Владимиром, правда, не потрясла. Песни из «Вертикали», прокуренная комната, холодная водка, легкое ощущение конспиративности и диссидентства.

Потом судьба забросила на Чегет. Лыжи-«дрова» (деревяшки с разболтанными креплениями), начавшийся буран на верхней площадке подъемника, страх перед спуском... Остался ночевать в приюте при горном кафе «Ай» (хорошо, в кармане нашлась «пятерка»). А там уже Высоцкий собственной персоной! Прокуренная комната, холодная водка и песни всю ночь. Но уже ощущение прикосновения к большой тайне, событию, явлению.

Потом бамовские бараки, где жить было бы намного сложнее без «убитого» проигрывателя с его дисками, и кассеты с «Конями привередливыми». Вот после этого совсем понеслось!

В нашем отделе исторического материализма Института философии, что на Волхонке, профессор Межуев неожиданно публикует в сверхэлитном журнале «Вопросы философии» статью о мировоззрении Высоцкого. Это была «интеллектуальная бомба»! Впервые певец, тем более без регалий, да еще неформального толка, был подан как глобальное духовное явление. Это пронзительно мне стало ясно на похоронах гения, когда в закапываемую могилу бросали магнитофоны «Весна» и голос его звучал сквозь толщу земли. И вот с тех пор я и воспринимаю Владимира Семеновича именно как некую веху в развитии России, да и мира в целом. И судьба постоянно подводит меня к неопровержимым доказательствам этого.

Как-то подружился с семьей Шемякиных. Михаил в своей фантасмагорической студии под Нью-Йорком рассказывал, как Владимир озвучивал его образы, а он визуализировал его хриплый голос. Его дочь, княжна Доротея, мило разбавляя свой дворянский прононс отборным матерком, рассказывала в своей девичьей студии в Афинах, как «дядя Володя» вдохнул в нее, маленькую девочку, неподъемный талант.

В Пекине я жил рядом с харчевней «Высоцкий». Каждый вечер сидел там в кругу помятых китайских мужичков, которые пили холодную русскую водку под горячие щи, подпевали тонкими голосами динамику с песнями понятно кого. И плакали.

Были еще посиделки с удивительно похожим на него и необъяснимо скромным сыном Никитой. А совсем недавно мой друг Питер, известный будапештский бизнесмен, предложил мне провести в своем ресторане «Ночь памяти Высоцкого».

Было человек двести венгерских политиков, интеллектуалов, фирмачей, красивых женщин. Депутаты, профессора, миллионеры. С громадных плазм рвал душу родной голос и на русском, и на французском. Я пытался что-то комментировать о духе и смыслах, свободе и герменевтике. Хотя и так все было ясно. Было накурено, несмотря на европейские запреты, холодная водка, вареная картошка в мундирах, икра. (Горячую картоху руками разламывали на две половинки, на одну – красную, на другую – черную.) Некоторые плакали. Питер мне напоследок сказал: «Если б не было Высоцкого, моя жизнь была бы другой, а русские, как всегда, не ценят того, что имеют...».

Короче, всю жизнь судьба зачем-то водила меня рядом со всем этим. И вот сейчас отгремели юбилейные торжества. Много говорили и показывали про Владимира Семеновича. Что-то порадовало, что-то огорчило. Или даже удивило. Порадовало, что так помнят, ценят, обожают. Огорчило, что помнят в основном как певца, ценят как поэта, обожают как актера. А он ведь немерено сильнее любой этой роли. Выше! Удивило как бы понимание масштаба его личности, прозвучавшее с неожиданной стороны. Правда, понимание смутное (мутное), ограниченное, извращенное, вывернутое наизнанку, как многие другие сигналы, идущие из Киева.

Сначала официальные люди там сказали, что Высоцкий вместе с такими фигурами, как Булгаков, представляет для их режима, образа жизни серьезную мировоззренческую угрозу. Потом их же эксперты расшифровали. Высоцкий, мол, преступно до сих пор работает на русское единство: он создал главные его «скрепы» – «культ победы», «блатную романтику», «прославление силовиков».

А ведь в чем-то они все правы! Да, масштаб Семеновича как минимум не менее булгаковского. Они оба не только поэзию и литературу создавали, но целые миры. Они создавали и образ мира, где не хочется быть – всё фальшивое, лозунговое, искусственное, злобное, завистливое, тупорылое, мелочное. И образ мира, где не стыдно и пожить в поисках настоящего – любви, верности, дружбы, истины, иронии, самобытности, веры. Да, не статусные геополитики, а простой бард Высоцкий, по сути, создал «хардленд» – твердое ядро русской цивилизации, обозначив ее невидимые, но обязательные «скрепы». Тут может быть разудалое разгуляево, и дебош, и кураж, и пьяные слезы, и рваные рубахи... но в любом состоянии не подвергается сомнению главное. Такое главное и суть его песен. В одной только песне «Я не люблю» больше смыслов, чем в правительственных и партийных программах, десятках философских доктрин и сотнях телевизионных ток-шоу. Мир лишь одной этой песни «тянет» на «цивилизационный проект». Здесь нет «фатального исхода» (о чем жгуче мечтал философ Федоров). От «жизни никогда не устают» (грезы писателя Платонова). Нет «холодного цинизма» (пламенный привет российским либералам). Не верят «в восторженность» (к вниманию лидерам всех партий). Чужие «не читают письма» (вспомним противника перлюстрации Солженицына). Не любят, «когда наполовину» (ну, как Розенбаум). Не «прерывают разговор» (напоминание Соловьеву). Нет «уверенности сытой» (подсказка всем «списочникам» российского Форбса). Не стреляют «в спину и в упор» (как в запрещенном ИГИЛ)... И конечно, «жаль распятого Христа» (это – всем нам).

Вот это скрепы! Уверен, если б у философа и геополитика Высоцкого нашелся в свое время партнер на вершине власти, судьба «красного проекта» была бы другой. А если такой преданный партнер появится на вершине нынешней российской власти (а он, дарящий друзьям книги Высоцкого, вроде есть), то наш «хардленд» будет достоин преклонения и венгра, и китайца...

Недавно ровесник Владимира Семеновича, тоже кумир своего времени, Ален Делон сказал, что ненавидит нынешнюю эпоху. За цинизм, продажность, неуважение к иному мнению. Наш человек! Может, Марина Влади напела ему тексты мужа. И шепнула как утешение и пароль строку о том, что «впереди большие перемены».

                                   Р. Дервиш

Ответить

Фотография ddd ddd 30.06 2020

Дневники Черняева:


29 июля 1980 г.

Умер Володя Высоцкий. Бард нашего времени. 41-го года. Ночью, не просыпаясь.

Познакомился я с ним в 1966-67 годах, помню, в гостях, на Пушкинской улице, в одной маленькой старинной квартирке. Впервые я его там услышал. Было нас человек 5–6. Кажется и Д. Самойлов был. Поразило меня тогда умение таланта проникнуть в душу другого, моего поколения. Схватить суть не своего времени.

Похороны превратились в массовый траур города — в разгар Олимпиады. Очередь прощаться стояла с ночи от Театра на Таганке к мосту, вдоль набережной до гостиницы «Россия». Везли его на Ваганьковское кладбище сквозь толпу. «Порядком» руководил сам генерал Трушин — главный милиционер столицы, благо, что в Москве сейчас 34 тысячи милиционеров со всех концов Союза. Секретарь Краснопресненского райкома Бугаев встречал у кладбища во главе 10-ти тысячной толпы. Сам говорил речь на могиле.

Телеграммы соболезнования прислали Гришин и Андропов. А в газетах только «Вечерняя Москва» и «Советская культура» дали «рамочку».

Один интеллигентный старик из толпы сказал: «Как Маяковского в 30-том». И, пожалуй, точно.

Диссидент — не диссидент, талант, но не всем признан. Кое-кто «там» вообще считает его «не нашим». Хотя все слушают, восторгаются, плачут.

В 10-ти тысячной толпе у кладбища десятки, если не сотни магнитофонов: Высоцкого провожали под его песни.
Ответить

Фотография Sumi Sumi 30.06 2020

Добавлю, для тех кто возможно не знаком с древним и славным в истории родом Высоцких, из Речи Посполитой и ВКЛ, из которого вышел Великий Поэт и Певец:

Высоцкие — 40 польских шляхетских и русских дворянских родов.

Родоначальником первогo из них был Автоном Высоцкий, владевший в конце XVI века поместьями и Галичском уезде. Внук его, костромской городовой дворянин Василий Иванович, убит при осаде Смоленска в 1634 году; его внуки Василий, Яков и Борис Матвеевичи были стольниками Петра Великого. Потомство последнего из них внесено в VI часть родословной книги Московской и Херсонской губерний («Гербовник», VII, 52).

Второй род Высоцких происходит от дворянина московского Кирилла Евсевьевича Высоцкого, пожалованного вотчинами за участие в войне с Польшей и Турцией (1682—1685). Его потомство внесено в VI часть родословной книги Тверской губернии.

Третий род Высоцких, герба Годземба, происходит от Збигнева Высоцкого, кастеляна Роспирского в начале XVI века; он разделился в XVII веке на шесть ветвей, внесенных в VI часть родословной книги Гродненской, Виленской, Волынской, Киевской, Минской, Могилевской и Смоленской губерний.

Четвёртый род Высоцких, герба Дрыя, происходит от Моисея Высоцкого, помещика Лидского уезда (1632). Его потомство, разделившееся на две ветви, внесено в I часть родословной книги Виленской и Минской губерний.

Пятый род Высоцких, герба Одровонж, происходит от Вацлава Высоцкого, помещика Ошмянского уезда; он разделился на четыре ветви, внесенные в VI и I части родословной книги Витебской, Гродненской и Минской губерний.

Шляхетский герб Высоцкий, вариант герба Остоя

Шестой род Высоцких-Горных, герба Остоя, происходит от Якова Высоцкого, помещика Люблинского воеводства (1717). Его потомки внесены в VI часть родословной книги Гродненской губ.

Седьмой род Высоцких, герба Бонча, происходит от помещика Житомирского уезда Антона Марцеллиевича Высоцкого (1721). Его потомство внесено в I часть родословной книги Волынской губерний.

Родоначальником восьмого рода был мечник волынский (1605) Тимофей Высоцкий; его потомство внесено в VI часть родословной книги Волынской губернии.

Девятый род происходит от ротмистра Станислава Высоцкого, владевшего поместьями в 1710 году. Его потомство внесено в VI часть родословной книги Волынской губернии.

Родоначальник десятого рода Высоцких-Курженевичей был хорунжий Стефан (1652), владевший поместьями в Пинском уезде. Его потомство внесено в VI часть родословной книги Минской губернии.

Высоцкие герба Рогаля известны с 1600 года, в Германии именовались также von Rososki, хотя в ряде источников Рососки указаны герба Равич. Упомянуты в Калише в 1640 году. Высоцкие-Рососки — тоже в Калише в 1619 году

Высоцкий Гиероним, кустош гнезненский, каноник ловицкий, сын Томаша Высоцкого герба Рогала и Дороты Закржевской герба Виссогота, прелат, умер в 1736 во Влоцлавеке.

Остальные роды Высоцких принадлежат к новому дворянству и внесены в I, II и III части родословной книги губерний Волынской, Гродненской, Казанской, Калужской, Московской (3 рода), Новгородской, Орловской, Полтавской (4 рода), Симбирской, Смоленской (4 рода), Таврической, Тамбовской, Харьковской, Херсонской и Черниговской (3 рода) губерний.

Род Василия Ивановича Высоцкого, писаря Генерального суда (1779 год) внесен в I часть Родословной книги Полтавской губернии Указом Правительствующего Сената № 6461 от 15.08.1858. На гербе этого рода в серебряном фоне чёрное копье над золотым полукольцом. Нашлемник: три черных страусовых пера.



В настоящее время исследователи сходятся на том, что род Высоцких, давший миру Великого Поэта и Певца, происходит из местечка Селец Пружанского уезда Гродненской губернии, ныне — Брестской области, Белоруссия.

Уважаемый Кмет, моя мама была из рода Высоцких с Волыни. После подавления последнего восстания прадед Игнаций перебрался в  Житомирскую область и работал в администрации сахарозаводчика Терещенко. Семья была большая и после раздела  все разошлись, кто куда, дед Ян осел в Ивнице, другие ушли в города, один стал офицером и погиб в Первой Мировой, другой стал ювелиром, кто-то уехал за границу. Почти ничего не знаю о своих предках, в эсэсэсэрии мало рассказывали, блюли табу. А сейчас и спросить не у кого.

Можно ли найти что-нибудь об этой ветви? 


Сообщение отредактировал Sumi: 30.06.2020 - 07:37 AM
Ответить

Фотография kmet kmet 01.07 2020

Уважаемый Кмет, моя мама была из рода Высоцких с Волыни. ....

Почти ничего не знаю о своих предках, в эсэсэсэрии мало рассказывали, блюли табу. А сейчас и спросить не у кого. Можно ли найти что-нибудь об этой ветви?

Пишите в личку. Нужны данные на прадедов, все что вспомните. На Волыни проживало, как минимум 3 рода Высоцких, не родственников между собой.. 

Ответить

Фотография Sumi Sumi 01.07 2020

Спасибо, попробую, но это всё, что знаю о предках. 

Ответить

Фотография Alisa Alisa 25.07 2020

Как умер Высоцкий.

Врач НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Леонид Сульповар:
«Состояние Володи 23 июля было ужасным. Стало ясно, что надо или предпринимать более активные действия, пытаться любыми способами спасти, или вообще отказываться от всякой помощи. В общем, любое действие было довольно опасным, но другого выхода не было. Мы решили, что надо его брать. Но его друзья сказали, что это большая ответственность и без согласия родителей этого делать нельзя. И мы договорились, что заберем Володю 25 июля. Он был в очень тяжелом состоянии, но впечатления, что он умирает, не было»

Воспоминания тех, кто был рядом в ночь на 25 июля 1980 года.

Врач актера Анатолий Федотов:
"Я сделал укол снотворного... Час, два... Володя все маялся... Потом затих. Ну, думаю, уснул... Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате...
А я был со смены - уставший, измотанный. Прилег и уснул - наверное, часа в три.
Проснулся от какой-то зловещей тишины - как будто меня кто-то дернул. И к Володе! Зрачки расширены, реакции на свет нет. Я давай дышать, а губы уже холодные... Поздно.
Судя по клинике, был острый инфаркт миокарда... Я - будить Оксану! Сам растерялся, конечно. А она - в истерику! Раза три в обморок падала. Я совладал с собой - по щекам ее... Водой отливал... Я понимал, что лишних людей тут не должно быть:
- Ну-ка, давай - собирайся быстренько!
Отправил ее...тут же я позвонил Янкловичу, Туманову... Вызвал ментов, чтобы не было слухов... Есть протокол - "ненасильственная смерть"... Пока Вадим и Валера ехали, пришли менты... Когда? Я кинулся к Володе в полпятого... Пока обзванивал... Еще вызвал "скорую" - для очистки совести... Да... Бросился я к нему, к Высоцкому... А он - труп! Что делать?»

Подруга актера Оксана Афанасьева:
«Не знаю почему, но Толя Володину кровать, на которой его и прибинтовали - нет, я уже все развязала... Эту кровать он перенес из маленькой комнаты в большую. Один перенес, и Володю перенес туда - и положил туда... По-видимому, он что-то такое успокоительное колол... Или дал выпить? Я не знаю, но Володя все время стонал... Все время какие-то звуки. А тут очень быстро прекратились всякие звуки...
И вот я пошла спать, говорю Толе:
- Толя, ты не будешь спать?
- Я посижу, ты иди поспи..
И я пошла... А тут прекратились всякие звуки - поэтому я и заснула. Потому что мертвая тишина! Ну, думаю, - Володя заснул, и я могу поспать...
Легла...
Мне кажется, что как только я заснула, влетел Толя:
- Оксана! Володя умер!
Я ничего не понимаю, вскакиваю и бегу туда, вижу - лежит Володя.
- Толя! Давай делать искусственное дыхание!
- Все! Ему уже поздно!
То есть он дал ему это лекарство - и заснул! А когда проснулся - увидел, что Володя уже мертвый. Значит, минут сорок прошло.
И когда я влетела в комнату, я взяла Володю за руку. А когда я отняла свою руку, остались отпечатки моих пальцев. То есть на его руке остался след. Он уже не был теплый, он был холодный! Все! Уже покойник!
И у него были открыты глаза! То есть Володя не спал, когда умер. Значит, он умер не во сне.
В столовой оставалась недопитая бутылка водки... А в большой комнате она стояла уже пустая. Толя ее допил. И может быть, он хотел посмотреть телевизор? А может быть, в шоке - после смерти перенес его туда... Но зачем? Он же ко мне не сразу прибежал...
- Толя, надо делать искусственное дыхание!
- Поздно! Я уже пробовал. Я уже пытался все сделать.
Володя был уже холодный. И даже чувствовался легкий сладковатый запах. Значит, прошло часа полтора-два»

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 25.07 2020

...Когда тело привезли для прощания, громадная очередь выстроилась практически от Кремля. Стояли молодые люди 25-30 лет, но среди них и ветераны на костылях, и ортодоксальные бабушки. Все не могли успеть проститься. И когда в очереди узнали об этом, то начали передавать вперед букеты. Густая река цветов текла на Таганку.

4151646_original.jpg

 

Высоцкого похоронили на старинном Ваганьковском кладбище. Когда с актером прощались в театре, вся Таганская площадь была заполнена народом. И вот гроб с телом вынесли, поставили в автобус, автобус тронулся и встал. Отовсюду летели цветы и били, били, били по капоту, стёклам, крыше. Говорят, внутри стало темно от наваленных сверху цветов. Люди в автобусе почувствовали себя заживо погребёнными вместе с Владимиром Высоцким.

4154922_original.jpg

Ответить

Фотография ddd ddd 26.07 2020

40 лет назад, в 1980 году о смерти Высоцкого не сообщили ни ТВ, ни радио, ни центральные газеты. Короткие некрологи после похорон появились только в "Вечерней Москве" и "Советской культуре" — и лишь одно сообщение появилось над окошком кассы театра на Таганке: "Умер Владимир Высоцкий".
 
Однако прощаться с ним к театру пришли тысячи людей, а в траурной процессии до кладбища участвовали десятки тысяч.
 
'Испортил Володя нам Олимпиаду' - высказался по этому поводу Андропов.
 
 
t.me/istoriyacom/1913
Ответить

Фотография ddd ddd 31.07 2020

истории о высоцком

Ответить

Фотография fnool fnool 01.08 2020

Добавлю, для тех кто возможно не знаком с древним и славным в истории родом Высоцких, из Речи Посполитой и ВКЛ, из которого вышел Великий Поэт и Певец:

 

Какие дворяне ВКЛ. Папа Семен Высоцкий был евреем. Это не преуменьшает величие Владимира Семеновича. Но зачем рисовать фамильное древо от литвинских шляхтичей?

Ответить

Фотография kmet kmet 01.08 2020

Папа Семен Высоцкий был евреем.

Отец Высоцкого - нельзя сказать, чтобы был совсем евреем: бабушка была еврейкой, а дед - только наполовину евреем (о линии матери).

Прадед барда так же имел мать еврейку, а отца - поляка. Так что действительно фамилия "Высоцкий" по мужской линии тянулась от шляхты ВКЛ и Речи Посполитой, а по женской линии была, как минимум в двух поколениях из еврейской крови.

Что бы, считаться евреем по традиции и закону этого народа - достаточно иметь мать еврейку, вне зависимости от национальности отца.

Ответить

Фотография fnool fnool 01.08 2020

Так что действительно фамилия "Высоцкий" по мужской линии тянулась от шляхты ВКЛ и Речи Посполитой

 

Ничуть не бывало. Отец Семён Вольфович Высоцкий был сыном Вольфа Шлиомовича Высоцкого. Дед Шлиом Лейбович носил фамилию Бульковштейн. Но поменял её, когда поселился с семьёй в местечке Высокое.

Ответить

Фотография kmet kmet 01.08 2020

Полное имя прадеда - Шлиом Гершелевич Высоцкий - торговец по роду деятельности. Его жена - Хася Фейга Лейбовна Бульковштейн. Возможно был брак по расчету - торговлю в те времена крепко держали евреи. Так что, Бульковштейн - это фамилия бабки, а так, как у евреев родство определяется по матери - эта фамилия затем и попадалась в документах потомков, вперемешку с фамилией Высоцки или Высоцкий.

Вы видимо спутали "Шлиом Лейбович" с родившимся в 1886 году у Шлиома Гершелевича, сыном Лейблом Шлиомовичем? - слова местами поменяли?

Лейбл (Лейб) был Женат на Юзефе Авсеевне. Этот потомок использовал и фамилию Бульковштейн и фамилию Высоцкий, некоторые исследователи их двумя разными людьми считали.

Дед барда - Вольф, писался в документах исключительно, как Высоцкий.  

 

Имя прапрадеда Гершель Фомич (Хомич) Высоцки. Имел детей Шлиома, Сидора, Павела и Марию.

Гершель был сыном Хомы Высоцкого, богатого шляхтича, который владел поместьем Высоко (или Высокое), в Белостоцком Воеводстве Речи Посполитой.

 

 

 

В среде польской и белорусской шляхты были широко распространены имена, которые теперь считают исключительно еврейскими - Давид (Давыд), Мицхак (Миц, Мицко), Нацхак (Нац), Шимон (Соломон), Абрам (Аврам, Абраим) и др. - к примеру можно заглянуть в Перапис Войска ВКЛ от 1528, там полно таких имен, они были вполне христианскими.

.

Так, что не объективно по именам определять национальную принадлежность. К тому же в некоторых старошляхетных родах был достаточно ограниченный набор имен, из которых выбирали имя новорожденного по традиции (родовые имена). Ребенка не могли назвать понравившимся именем, если его раньше не носил один из членов рода. Обычай тот держался до начала 20 века.

Ответить

Фотография fnool fnool 01.08 2020

Высоцкий сам свидетельствовал о своем еврейском происхождении:

nabrosok.jpg

"евреи Высоцкие, не известные в высших кругах" - написал он, как видите, о своих предках. Высокородными шляхтичами он их не числил.

 

Вообще евреи до XIX века не имели фамилий и не старались их приобрести. Гос органы Российской империи многократно обязывали евреев принять фамилии с 1804 г, но к середине века оставались бесфамильные евреи. В Пруссии и Австрийской империи этот процесс начался раньше - c 1787 г. Это объясняет странность, что прабабка имела немецкоязычную фамилию Бульковштейн в то время как у прадеда фамилии не было.

В десяти губерниях Царства Польского в составе Российской империи требование к евреям принять наследственные фамилии было введено лишь с 1821 г. Первоначально обязанность выбрать фамилии была возложена на самих евреев, но, поскольку они не торопились с выполнением постановления, то присвоение фамилий евреям было перепоручено местным чиновникам. Были восстановлены многие фамилии, введенные прусскими в 1797-1807 гг и австрийскими чиновниками в 1805-1806 гг, а также придуманы новые. Большинство новых фамилий были топонимическими, с суффиксом «-ски(й)». Отсюда Высоцкий по местечку Высокое (под Брестом). 

Ответить

Фотография kmet kmet 02.08 2020

Отсюда Высоцкий по местечку Высокое (под Брестом).

Уважаемый fnool, имение Хомы Высоцкого -  Высоко, Высока, или в современном русском звучании - Высокое, находилось достаточно далеко от белорусского райцентра  Высокое: сейчас это деревня Высокое в Августовском повете Белостокского воеводства Польши.

А, то Высокое, на которое вы ссылаетесь - до 1939 года называлось Высоколитовск, и там предки Высоцкого и не жили.

 

Впрочем, как я сказал - бабка и прабабка Владимира Семеновича были еврейками, так что повод говорить о его еврейской крови есть. Но, сам бард считал себя - русским. И, думаю что и был он более русским, чем многие, у кого в предках сплошь ярославцы, да тверичи.

Ответить

Фотография kmet kmet 02.08 2020

"евреи Высоцкие, не известные в высших кругах" - написал он, как видите, о своих предках. Высокородными шляхтичами он их не числил.

при СССР все же евреем было быть проще, чем высокородным шляхтичем.

Думаю, что Владимир Семенович, не имея интернета, а тем самым быстрого доступа к практически неограниченному ресурсу информации, знал о своем роде лишь то,что он потомок евреев по отцу. Его отец считался евреем по матери, что полностью соответствует традиции и законам еврейской общины. Так же, евреем считался и дед - по происхождению от матери-еврейки.

 

Таким образом дед и бабка-еврейка могли совершенно законно считать себя природными евреями, как и их потомки.

О шляхетском происхождении прадеда Высоцкого к тому времени в семейных преданиях видимо уже ничего не сохранилось или было сознательно забыто. Это можно обосновать еще и тем, что евреи Речи Посполитой и Царства Польского РИ несмотря на что, всегда считал себя выше поляков - они же все-таки "избранный народ", потому бабка и прабабка барда вполне резонно могли считать брак с шляхтичем Высоцким - мезальянсом, и совсем не гордится тем.

И, повторюсь - в СССР времен Владимира Семеновича и, особенно его родителя и деда, быть евреем было гораздо комфортнее, чем потомком дворян-шляхты.    

Ответить

Фотография fnool fnool 02.08 2020

до 1939 года называлось Высоколитовск

Высоко-Литовск

https://dic.academic...on/25024/Высоко

Вы же не говорите Брестлитовск.

 

бабка и прабабка барда вполне резонно могли считать брак с шляхтичем Высоцким - мезальянсом

Все наоборот - шляхтичи не брали в жены евреек. Брак был религиозным таинством. Еврейка в таком гипотетическом браке должна была бы принять христианство и дети в таком браке должны были быть крещеными. А из записи в метрической книге о рождении деда - Вольфа Шлиомовича Высоцкого 13 апреля 1889 известно, что его родители были иудеями - рождение ребенка заверил раввин. Дед первым в роду крестился, став Владимиром Семеновичем.

 

Владимир Семенович, не имея интернета, а тем самым быстрого доступа к практически неограниченному ресурсу информации, знал о своем роде лишь то,что он потомок евреев по отцу.

Имея доступ к интернету я знаю, что историки изучили генеалогическое древо Высоцкого до начала XIX века и шляхтичей там нет:

Отец — Семён Владимирович Высоцкий
Дед (по отцу): Владимир (Вольф) Высоцкий, его жена: Дебора-Дора-Иродиада-Дарья Бронштейн
Прадед — отец деда: Соломон — Шлойме Высоцкий, его жена: Хася Бульковштейн
Прадед — отец бабки: Овсей-Гешель Хаим-Мордкович Бронштейн, его жена: Раиса Акимовна Райх...
Ответить