В ноябре 1940 г. Рузвельт преодолел критический рубеж — на выборах он был избран в третий раз президентом США. Отныне, имея перспективу четырех лет пребывания у власти, его правительство могло спокойнее относиться к исступленной кампании «изоляционистов». Хотя во время избирательной кампании Рузвельт и руководство демократической партии клялись, что США не будут вовлечены в войну, а американские юноши никогда не будут посланы за океан, с конца 1940 г. англо-американские отношения приобретают характер союза. На пресс-конференции 17 декабря Рузвельт привел наглядный пример: «Представьте себе, что загорелся дом моего соседа, а у меня на расстоянии 400—500 футов от него есть садовый шланг. Если он сможет взять мой шланг и присоединить к своему насосу, то я смогу помочь ему потушить пожар. Что же я делаю? Я не говорю перед операцией: «Сосед, этот шланг стоит мне 15 долларов, тебе нужно заплатить за него 15 долларов». Нет! Какая же сделка совершается? Мне не нужны 15 долларов; мне нужно, чтобы он возвратил мой шланг после того, как потушен пожар». 29 декабря в традиционной речи по радио — «беседе у камелька» он заявил: «США должны стать «арсеналом демократии», ибо с нацистами ни одна страна не может жить в мире». В январе 1941 г. в конгресс был внесен законопроект ХР-1776 (цифра намеренно совпадала с датой — 1776 г. — провозглашения Декларации независимости США): в интересах обороны США предлагалось давать взаймы или в аренду вооружение противникам Гитлера (ленд-лиз). Ярый изоляционист сенатор Уилер немедленно заявил: ленд-лиз означает «свежевырытую могилу для каждого четвертого американского парня». Начало предвещало мало доброго. «Изоляционисты» прекрасно знали, что 90% американского народа не желают вступления в войну, хотя сочувствуют жертвам агрессии.

Соблюдения обычной военной тайны в англо-американских штабных переговорах, открывшихся 29 января 1941 г. в Вашингтоне, оказалось поэтому недостаточным: нужны были дополнительные меры предосторожности — против зорких аргусов в собственной стране. Разглашение факта переговоров неизбежно сорвало бы принятие ленд-лиза в конгрессе. Высокопоставленные британские офицеры прибыли в США в штатском, а делегация носила невинное название — «технических советников английской закупочной комиссии». Сведения о переговорах не просочились в печать, и это избавило правительство Рузвельта от необходимости публичного объяснения с «изоляционистами». Тогда пришлось бы раскрыть сокровенные замыслы правящих кругов США — воевать до последнего британского солдата. В директиве Рузвельта от 16 января 1941 г. американской делегации прямо указывалось: «Мы должны сделать все возможное, чтобы непрерывно снабжать Великобританию, главным образом с той целью, чтобы сорвать основной замысел Гитлера о вовлечении США в войну в данный момент, а также для того, чтобы подбодрить Великобританию». Советники президента особо предупреждали американскую делегацию, чтобы она не шла на поводу у англичан: «Мы не можем себе позволить вручить судьбу нашего государства английскому руководству, да и не нуждаемся в этом... Англичане никогда не упускают из виду свои послевоенные интересы — коммерческие и военные. И мы также должны в конечном счете заботиться о своих собственных интересах». В результате принятый совещанием основополагающий стратегический план «АБС-1» был англо¬американским по названию («АВС» — от начальных букв английского названия — «американо-британские переговоры»), а на деле отражал главным образом американский взгляд на стратегию второй мировой войны. Этот план определял стратегические цели США и Англии на протяжении всей войны и не претерпел до победы над Японией каких-либо существенных изменений.

Хотя в плане исследовалась гипотетическая ситуация, что США «вынуждены» принять участие в войне, но организационные меры подлежали немедленному претворению в жизнь. Основная мысль плана «АБС-1»: враг номер один — Германия, и ей предстоит нанести поражение в первую очередь. Отсюда делался вывод — сосредоточение военных усилий США и Англии на европейском театре и в Атлантике. Концентрация американских сил в Северной Атлантике высвобождала британские войска для отправки подкреплений на Средний и Дальний Восток. Принятие принципа «Германия враг № 1» было здравым с военной точки зрения, ибо там и лежал центр тяжести второй мировой войны. Что касается Японии, то было решено, что в случае вступления ее в войну боевые действия на Тихом океане будут носить оборонительный характер. Лишь после разгрома европейских держав «оси» надлежит расправиться с Японией. Иными словами Дальний Восток и Тихий океан признавались второстепенными театрами войны. США категорически отказались послать туда свои силы для обороны Британской империи. Настойчивые предложения англичан направить американскую эскадру в Сингапур натолкнулись на категорический отказ. Аргументация американцев в военном плане представлялась безупречной: отправка крупных контингентов из США на Дальний Восток поставит под угрозу выполнение первоочередной задачи — разгрома Германии. Но в сущности в основе этой позиции США лежало стремление остаться пока в стороне от неизбежной войны на Дальнем Востоке, воевать чужими руками.

План «АБС-1», определивший стратегические цели, не конкретизировал военных операций на суше. Больше того, правительство США не утвердило плана, и формально он ни к чему не обязывал Вашингтон. Руки США были по-прежнему развязаны, и они могли в любой момент отказаться от плана «АБС-1» в свете «последующих событий». Английское правительство, напротив, без промедления утвердило его.

Тем временем закон о ленд-лизе преодолевал яростное сопротивление «изоляционистов» в обеих палатах конгресса. Нашлись противники его и в самом американском правительстве. Вице-президент Гардинг заметил на заседании кабинета: «Англичане на голову населения самый богатый народ в мире, если они заботятся о собственной свободе, то пусть распродадут все». Но Рузвельт напомнил: «Мы доили английскую корову финансов, у которой когда-то было много молока, но теперь она выдоена почти до конца». В самом деле: Англия выплатила США уже более 4,5 млрд. долларов. Когда платежи задерживались, США не слишком церемонились с взысканием средств: так по распоряжению президента в Кейптаун был направлен американский военный корабль, чтобы забрать все золото, добытое там. Хотя по просьбе американского правительства англичане продали по низкой цене предприятия фирмы «Кортолдс», они были тут же перепроданы по гораздо более высокой цене через биржу и т. д. Англия уже находилась на грани истощения своих золотых и долларовых резервов. От внимания американского правительства не ускользнуло и предупреждение Черчилля о будущих последствиях этого, сделанное в письме президенту 8 декабря 1940 г.: «Хотя мы будем прилагать все усилия и пойдем на всяческие жертвы, чтобы платить, я полагаю, что вы согласитесь, что было бы в принципе неверно и фактически взаимно невыгодно, если бы в разгар этой борьбы Великобритания лишилась бы всех своих активов и оказалась раздетой до нитки после того как победа будет куплена нашей кровью».

11 марта 1941 г. закон о ленд-лизе вступил в силу. Он был принят 60 голосами против 35 в сенате, 260 против 165 — в палате представителей.

В преамбуле закона указывалось, что США будут предоставлять помощь другим государствам, так как их сопротивление агрессии «жизненно важно для обороны Соединенных Штатов». С каждым государством — получателем помощи по ленд-лизу — США подписывали двустороннее соглашение, по которому Соединенным Штатам оказывалась обратная материальная помощь. Зачастую предоставление американской помощи сопровождалось условиями, не относившимися к задачам борьбы против агрессоров, а накладывавшими обременительные обязательства на получателя в послевоенный период. По духу американо-английского соглашения о ленд-лизе Англия, например, фактически отказывалась от системы имперских преференций. Даже реакционный американский историк Т. Бейли пишет: «Правительство США предложило ленд-лиз не потому, что Британия заслуживала нашей помощи, а действуя из чисто эгоистических соображений. Мы посылаем оружие в Англию, англичане продолжают сражаться, а мы можем остатьсй в стороне. Мы дадим возможность Британии воевать (нашим оружием) до последнего англичанина, а тем временем останемся нейтральными и будем процветать». На первое время для оказания помощи по ленд-лизу было ассигновано 7 млрд. долларов.

Назад| Оглавление| Вперёд