Назад | Оглавление | Вперёд

Во второй половине сентября, когда немецкая группа армий «Центр» усиленно готовилась к генеральному наступлению на Москву, группа армий «Север» продолжала активные действия под Ленинградом.

Героическое сопротивление защитников города привело к распылению сил группы армий «Север» по нескольким операционным направлениям, фашистские войска вынуждены были вести боевые действия на фронте южнее озера Ильмень, по рекам Волхов и Нева, на ближних южных подступах к Ленинграду и одновременно против советских войск на ораниенбаумском плацдарме и Моонзундских островах. Не имея возможности создать достаточно мощную ударную группировку для очередного штурма Ленинграда, гитлеровцы решили разрушить город огнем артиллерии и ударами авиации, а его защитников задушить голодом.

Чтобы окончательно лишить Ленинград связи со страной, немецко-фашистское командование в первых числах октября вновь вернулось к идее полной его блокады. Замысел состоял в том, чтобы сломить сопротивление советских войск на реке Волхов и ударом через Тихвин к реке Свирь перерезать сухопутные коммуникации, подводящие к Ладожскому озеру, лишить тем самым Ленинград и оборонявшие его войска последней возможности получать помощь по этому озеру и одновременно, соединившись с Карельской армией финнов, образовать общий фронт с финскими войсками.

Впервые эту мысль высказал Гитлер 1 октября, в самом начале наступления на Москву. Но операция группы армий «Север» была отложена до появления возможности сосредоточить здесь достаточное количество пехоты и пополнить оставшиеся после переброски 4-й танковой группы на московское направление подвижные войска людьми и материальной частью.

В первой половине октября в полосу группы армий «Север» прибыли 250-я испанская («голубая») дивизия, 212-я и 227-я пехотные дивизии из Франции, 7-я авиаполевая дивизия из Греции и 2-я пехотная бригада СС из Германии. Для пополнения войск использовался также личный состав рот выздоравливающих, маршевых подразделений из дивизий и запасных бригад, находившихся на Западе. В первой половине октября в группе армий «Север» насчитывалось 33 дивизии (из них 2 танковые и 3 моторизованные) и 2 бригады. Для наступления на свирском направлении противник выделил 39-й моторизованный и 1-й армейский корпуса 16-й армии (2 танковые, 2 моторизованные и 4 пехотные дивизии). Остальные силы 16-й армии были задействованы южнее озера Ильмень, а 18-я армия удерживала мгинский выступ и вела борьбу на южных подступах к Ленинграду против войск ораниенбаумского плацдарма и на Моонзундских островах.

Войска Ленинградского фронта продолжали совершенствовать оборону на южных подступах к городу, на Карельском перешейке и на приморском плацдарме в районе Ораниенбаума. Одновременно велись работы по укреплению морских подступов к Ленинграду. Строились оборонительные позиции внутри города, которые в случае необходимости должны были защищаться гарнизонными частями, войсками НКВД и специальными формированиями. Руководство этими силами, главной задачей которых являлась оборона Ленинграда со стороны Финского залива с началом ледостава, возлагалось на созданное Военным советом Ленинградского фронта Управление внутренней обороны города.

Советские войска на северо-западном направлении занимали следующее положение: 7-я отдельная армия противостояла Карельской армии финнов по реке Свирь, а 23-я армия Ленинградского фронта на Карельском перешейке вдоль государственной границы 1939 г. — войскам Юго-восточ-пои армии финнов; 42-я и 55-я армии обороняли южные подступы к Ленинграду; Невская оперативная группа действовала восточнее — вдоль се-ерного берега Невы, а 54-я армия занимала оборону по восточному фасу инского выступа; 8-я армия удерживала приморский плацдарм в районе Ораниенбаума 8-я отдельная стрелковая бригада совместно с моряками-балтийцами продолжала защищать полуостров Ханко, а 3-я отдельная стрелковая бригада и морские части вели боевые действия на Моонзунд-ских островах. Южнее 54-й армии оборонялись 4-я и 52-я армии, подчиненные непосредственно Ставке, и Новгородская армейская группа Северо-Западного фронта.

Для облегчения положения города советское командование решило провести операцию по его деблокаде. План операции был утвержден Ставкой 14 октября. Ее цель заключалась в том, чтобы встречными ударами 54-й, 55-й армий и Невской оперативной группы уничтожитынлис-сельбургско-синявинскую группировку противника и восстановить сухопутную связь Ленинграда со страной.

16 октября, когда подготовка операции Ленинградского фронта не была еще закончена, немецкая группа армий «Север» развернула наступление на тихвинском направлении. Противник главный удар наносил на Грузино, Будогощь, Тихвин, а вспомогательный — на Малую Вишеру. Ему противостояли пять стрелковых и одна кавалерийская дивизии 4-й и 52-й армий, занимавшие оборону в полосе шириной 130 км. Завязались напряженные бои. Имея полуторное превосходство в людях и более чем двукратное в танках и артиллерии, гитлеровцы к 20 октября прорвали оборону 4-й и 52-й армий и стали продвигаться в восточном направлении.

В такой неблагоприятной обстановке началась Синявинская наступательная операция войск Ленинградского фронта по деблокаде города. Вскоре ее пришлось прекратить из-за тяжелого положения на тихвинском направлении и часть войск передать 4-й отдельной армии.

Для ликвидации прорыва противника на тихвинском направлении Ставка выделила четыре дивизии из Ленинградского фронта, три — из своего резерва и одну — из резерва Северо-Западного фронта. Две дивизии из состава 8-й и 42-й армий перебрасывались самолетами. В условиях штормовой погоды Ладожская военная флотилия переправила с западного на восточный берег озера две стрелковые дивизии и отдельную бригаду морской пехоты, которые включились в оборону Тихвина и Волховской ГЭС.

Возросшее сопротивление советских войск под Тихвином и Волховом заставило командование группы армий «Север» усилить свою ударную группировку, перебросив с маловишерского участка танковую и моторизованную дивизии. 23 октября противник возобновил наступление на волховском, а 5 ноября — па тихвинском направлениях. 8 ноября ему удалось захватить Тихвин, перерезав последнюю железнодорожную магистраль, по которой шли грузы к Ладожскому озеру.

Наступление вражеских войск было остановлено 4-й и 54-й армиями во второй половине ноября. Попытки гитлеровцев прорваться через Тихвин к реке Свирь, а также через Волхов и Войбокало к Ладожскому озеру провалились. Их замысел соединиться с финнами и полностью блокировать Ленинград остался неосуществленным. Советские войска стойкой обороной измотали ударную группировку врага, растянувшуюся на фронте до 350 км с необеспеченными флангами. Такое оперативное положение противника благоприятствовало переходу советских войск в контрнаступление с целью отбросить ударные соединения группы армий «Север» на исходный рубеж — за реку Волхов, обеспечить бесперебойную работу участка железной дороги, по которой доставлялись грузы к Ладожскому озеру для Ленинграда. Важность и срочность задачи диктовали необходимость перехода в контрнаступление на тихвинско-волховском направлении без достаточной подготовки.

В своих мемуарах Маршал Советского Союза К. А. Мерецков, командовавший 4-й отдельной армией, писал: «... Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям.

С картины художника В. Памфилова "Подвиг гвардейцев-панфиловцев"
С картины художника В. Памфилова

Поэтому пришлось отдать приказ о контрнаступлении до того, как мы получили материальные средства и пополнение» 1.

На разных участках войска перешли в контрнаступление неодновременно: Новгородская армейская группа — 10 ноября, а 52-я отдельная армия — 12 ноября.

Войска 52-й армии под командованием генерала Н. К. Клыкова 18 ноября в результате хорошо организованных ночных атак прорвали вражескую оборону и 20 ноября овладели Малой Вишерой. 19 ноября развернулись наступательные действия 4-й отдельной армии в районе Тихвина. Вначале наступление развивалось медленно, оно носило характер встречных боев. Успех обозначился лишь в первых числах декабря. Он совпал с переходом советских войск в контрнаступление под Москвой.

Ленинград, в котором помимо защищавших его войск находилось свыше 2,5 млн. человек населения, продолжал оставаться для германского командования важной стратегической целью. Не овладев городом прямым штурмом, противник подвергал его варварским артиллерийским обстрелам. С 4 сентября по 30 ноября 1941 г. враг предпринял 272 обстрела общейпродолжительностью 430 часов. Однако эффективность его артиллерийского огня ослаблялась контрбатарейной борьбой, которую вела артиллерия Ленинградского фронта и Балтийского флота.

Город подвергался также интенсивным ударам с воздуха. В течение сентября — ноября, совершив около 100 налетов, самолеты противника обрушили на Ленинград десятки тысяч"зажигательных и фугасных бомб. Хотя в первое время вражеская авиация имела превосходство в воздухе, она не оставалась безнаказанной. Только в сентябре средствами противовоздушной обороны Ленинграда было отражено 23 налета противника. Из 2712 самолетов, участвовавших в них, лишь 480 прорвались к городу, при этом 272 были сбиты 2.

Задачу непосредственного прикрытия Ленинграда от ударов с воздуха выполняли 2-й корпус противовоздушной обороны и 7-й истребительный авиационный корпус, в которых насчитывалось в разное время от 80 до 300 самолетов, 700 — 950 зенитных орудий, 70—150 крупнокалиберных зенитных пулеметов, 300 зенитных прожекторных станций и несколько сот аэростатов заграждения 3.

В основу организации действий зенитной артиллерии был положен принцип круговой обороны. Большая часть аэродромов истребительной авиации находилась внутри зоны зенитного огня и прикрывалась им. Управление боевой деятельностью войск ПВО было централизовано и осуществлялось с командного пункта командира 2-го корпуса генерала М. М. Процветкина. В систему ПВО Ленинграда входили также части истребительной авиации ВВС Ленинградского фронта и Балтийского флота и зенитная артиллерия кораблей.

1 К. Мерецков. На службе народу. Страницы воспоминаний. М., 1968, стр. 242.

2 Битва за Ленинград. 1941 — 1944. М., 1964, стр. 188—189.

3 Архив МО, ф. 72, оп. 12274, д. 51, л. 2; д. 7, п. 18; д. 48, л. 6.

Все силы и средства, выполнявшие задачу противовоздушной обороны Ленинграда, действовали по единому плану, разработанному под руководством штаба Ленинградского фронта. В трудных условиях блокады осенью 1941 г. они сорвали попытки противника разрушить город ударами с воздуха и уничтожить корабли Балтийского флота. Большую роль в этом сыграли также самоотверженные действия формирований местной противовоздушной обороны (МПВО), в составе которых к началу сентября насчитывалось около 270 тыс. ленинградцев1. Гитлеровская авиация оказалась неспособной подавить противовоздушную оборону города.

Средства ПВО широко использовались также в борьбе с наземным противником. Для организации противотанковой обороны на подступах к Ленинграду 2-й корпус ПВО в августе передал фронту 160 зенитных орудий среднего калибра, а в сентябре им были созданы три противотанковых района. Части 7-го истребительного авиакорпуса регулярно привлекались для прикрытия боевых порядков войск Ленинградского фронта и нанесения штурмовых ударов по позициям немецко-фашистских армий.

Блокада Ленинграда с суши вызвала резкое ухудшение продовольственного положения в городе и на фронте. К началу ноября 1941 г. запасов крупы и муки оставалось всего на две недели, а мясо было совсем на исходе2. Руководству обороной города пришлось сократить нормы выдачи населению основных продуктов питания. В течение сентября — ноября они снижались пять раз. С 20 ноября были введены самые низкие нормы хлеба за все время блокады — 250 г рабочим и 125 г — служащим и иждивенцам. Начался голод, возросла смертность среди населения. Столь же тяжелым было положение с топливом и сырьем для промышленности, значительно снизилась выработка электроэнергии.

Несмотря на это, ленинградцы под руководством городской партийной организации направляли все свои усилия на борьбу с врагом, на преодоление неимоверных трудностей и лишений. В условиях обстрелов, бомбежек и голода рабочие продолжали выпускать вооружение и боеприпасы.

Центральный Комитет партии и Государственный Комитет Обороны принимали срочные меры, чтобы облегчить положение осажденного города. На помощь сражающемуся Ленинграду пришла вся Советская страна. Битва за него стала важнейшей частью общей борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Для защитников и населения Ленинграда со всех концов страны направлялись эшелоны с продовольствием, топливом, вооружением, боеприпасами. Однако доставлять грузы в осажденный город становилось все труднее.

Постановление ГКО «О транспортировке грузов для Ленинграда», предусматривавшее организацию их доставки по Ладожскому озеру, было принято еще 30 августа 1941 г. Перевозки по Ладоге, ставшей для ленинградцев Дорогой жизни, осуществлялись кораблями Ладожской военной флотилии, транспортами и пассажирскими судами Северо-Западного речного пароходства. Им предшествовала огромная работа по строительству подъездных путей, оборудованию портов и причалов, углублению фарватеров и гаваней.

Транспортировка грузов осуществлялась в исключительно сложных условиях, под непрерывным воздействием вражеской авиации, нередко в штормовую погоду. К тому же объем перевозок лимитировался недостатком портов и судов. Тем не менее в осеннюю навигацию 1941 г. по Ладоге в блокированный Ленинград было доставлено 60 тыс. тонн грузов, преимущественно продовольствия 3. Только в октябре — ноябре город получил около 27 тыс. тонн зерна, более 15,5 тыс. тонн муки, 1265 тонн крупы, 214 тонн мяса, 88 тонн рыбы, 51 тонну масла, более 200 тыс. банок мясных и рыбных консервов, до 1 млн. банок сгущенного молока 4, а войска Ленинградского фронта — 5,4 тыс. карабинов и винтовок, 1,2 тыс. пулеметов, около 10 тыс. снарядов, 110 тыс. мин, свыше 100 тыс. гранат, более 3 млн.

1 Очерки истории Ленинграда. Т. 5. Л., 1967, стр. 93.

2 Д. Павлов. Ленинград в блокаде. М., 1969, стр. 166.

3 Ладога родная. Воспоминания. Л., 1969, стр. 5.

4 Архив МО, ф. 217, он. 1546, д. 7/1, л. 115.

различных патронов 1. Кроме того, свыше 6 тыс. тонн грузов (главным образом высококалорийные продукты питания, вооружение и боеприпасы) было переброшено в Ленинград транспортными самолетами.

Однако ограниченный объем водных и воздушных перевозок не мог восполнить текущий расход боевых средств. Запасы их уменьшались с каждым днем.

Ленинградцам предстояло пережить суровую блокадную зиму. Они стойко сражались и работали, зная, что страна о них помнит и сделает все возможное для оказания помощи городу Ленина. Сознание того, что им довелось отстаивать колыбель Октябрьской революции, вселяло в них непреоборимую силу, готовность вынести все невзгоды и труднейшие испытания, выстоять во что бы то ни стало. Чувства и мысли ленинградцев выразила в своих стихах Ольга Берггольц, находившаяся в осажденном городе:
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады,—
Мы не покинем наших баррикад...

Военные действия в Заполярье возобновились 8 сентября 1941 г. Не добившись успеха на Кандалакшском и лоухском направлениях, командование армии «Норвегия» в соответствии с приказом ставки вермахта перенесло главный удар на мурманское направление. Но и здесь наступление усиленного немецкого горнострелкового корпуса провалилось. Северная группа противника, наступавшая на Полярный, за 9 дней смогла продвинуться всего на 4 км. Южной группе при поддержке авиации удалось к 15 сентября перерезать дорогу Титовка — Мурманск и создать угрозу выхода в район Мурманска. Однако 14-я армия под командованием генерала Р. И. Панина частью своих сил при поддержке авиации и артиллерии Северного флота 17 сентября нанесла контрудар и разгромила 3-ю горноегерскую дивизию, отбросив ее остатки за реку Западная Лица.

Неудачу в Заполярье гитлеровское командование в своей директиве № 36 от 22 сентября 1941 г. пыталось объяснить тяжелыми условиями местности, отсутствием дорог и непрерывным усилением советских войск в Карелии и на Крайнем Севере 2. В действительности же планы врага по захвату Кировской железной дороги и Мурманска были сорваны стойкостью воинов, тесным взаимодействием сухопутных войск и сил Северного флота.

В начале октября военное руководство Германии прекратило попытки захватить Мурманск, полуостров Рыбачий и Кировскую железную дорогу, отложив выполнение задачи на 1942 г. Свое решение оно мотивировало тем, что после разгрома советских войск на московском направлении нетрудно будет добиться намеченной цели и здесь. На осень 1941 г. оно поставило войскам армии «Норвегия» задачу «удержать захваченную территорию, обеспечить безопасность области Петсамо с ее никелевыми рудниками от нападения с суши, воздуха и моря и провести все подготовительные мероприятия, с тем чтобы, начав боевые действия еще этой зимой, в следующем году окончательно овладеть Мурманском, полуостровом Рыбачий и Мурманской железной дорогой» 3.

Однако и этим планам противника не суждено было осуществиться. Фронт в Заполярье стабилизировался до октября 1944 г., когда фашистские войска на Крайнем Севере потерпели окончательное поражение.

1 Архив МО, ф. 217, оп. 1546, д. 7/1, лл. 110—111.

2 Hitlers Weisungen fur die Kriegfiihrung 1939—1945, S. 154.

3 Ibid., S. 151.

Назад | Оглавление | Вперёд