На севере Пермского края, на берегу главной реки Западного Урала, стоит село Пянтег. Вряд ли кто сможет дать точный ответ, сколько лет этому поселению. Затерялись его истоки в дебрях прошлого, покрылись патиной времени, попробуй разберись, где здесь вымысел, а где правда. Да и название, по сравнению с соседними селами и деревнями, необычное. Еще в прошлые времена исследователи записали немало преданий и об основании села, и о происхождении его названия. Местные старожилы считали, что оно старше Чердыни, и даже утверждали, будто первоначально Чердынь и стояла как раз на месте нынешнего Пянтега и что здесь некогда была столица Перми Великой. А по поводу происхождения названия существует несколько предположений. Например, есть такое предание: «Слышал я, давно это было, плыл по реке пень. А на пне — икона. Люди ту икону увидели, церковь поставили тут. И назвали место "Пентег"». Или другое: «Говорят, пень гигантский был. На нем люди селились. И назвали "Пянтеж"». Еще в одном предании рассказывалось, что «село Пянтежское получило название от деревни "Пеньки", которая названа так, потому что была выстроена "на пнях", на вновь расчищенном месте».

Но сейчас практически все считают, что название села произошло от имени местного языческого божества — Пянтега. В 1898 году археолог Н. Н. Новокрещенных записал об этом такое предание: «Сплавляя дрова для соляных промыслов, крестьяне рисковали попасть около Амбора и Пянтега в проточины, за островки или сосуны, каковых здесь много. Поэтому, подъезжая к Амбору, они молились: "Спаси, честной Амбор!", а проезжая мимо Пянтега: "Спаси, Пянтег праведный!". Когда же плоты с лесом благополучно проплывали, минуя тягуны, то сплавщики, оборачиваясь назад, выражали языческим святым свою благодарность довольно неприличными приемами».

Но это все легенды, предания. А что говорят документы о ранней истории села? В письменных источниках с. Пянтег впервые упоминается в 1579 году. Тогда это было небольшое поселение, но здесь уже стоял христианский храм. Многие деревни в Верхнем Прикамье в то время были больше по численности населения, чем Пянтег, но храмов не имели. Чем вызвана такая исключительность — вопрос. Но об этом чуть позже. По археологическим данным, Пянтег еще древнее. На территории села, на берегу ручья археологи нашли следы селища, датируемого IX—XI веками. Здесь же были найдены фигурка языческого божества Перуна и боевой (княжеский) топор, инкрустированный узорами из серебра. Примерно в четырех километрах к северу от села находится древнее городище (укрепленное поселение). Городище имеет одну особенность. Если большинство укрепленных поселений в этих местах расположены на высоких мысах по берегам рек или скальных выступах, то Пянтежское городище располагалось на песчаной гриве, возвышающейся над окружающей местностью на 4—5 м. Ее восточная оконечность резко поднимается метров на 12—15. От остальной части возвышенности холм на восточной оконечности отделен валом и рвом. В нашем сознании песок — это что-то недолговечное, хрупкое: «рассыпался, как песок», «построено на песке». А земляные укрепления Пянтежского городища, стоящие на песке и сделанные из песка, стоят уже больше восьми столетий. О том, что люди в то время умели и знали, как нужно строить укрепления, говорит тот факт, что создатели городища предусмотрели даже такой атрибут средневековой крепости, как подземный ход.

Но самой главной достопримечательностью Пянтега является деревянная Богородицкая церковь. (Полное название — церковь Смоленской иконы Божией Матери.) Это самая древняя деревянная постройка не только на Урале и в Сибири, но и во всей России. Даже известный комплекс в Кижах в Карелии построен позднее, какую бы дату постройки Пянтежского храма мы бы ни взяли.

Еще в середине 1850-х годов Ф. А. В Олегов, известный историк семьи Строгановых, записал предание о постройке этого храма: «Когда и кем была построена сия священная храмина; даже прадеды и прапрадеды нынешних стариков не помнят и не знают о времени постройки ея. Предание повествует, что будто бы около 1500 года к Ильинской пянтежской ярмарке сверху Камы плыла на ладьях неизвестная московская барыня, и на пути своем сделалась больна так сильно, что не могла продолжать свой путь — остановилась. Прошло несколько дней, болезнь не уменьшалась и возвещала смерть. В один из сих дней она видела сновидение, которым велено было построить ей на том месте, где стоит деревня Пеньки, ныне село Пянтежское, церковь и освятить ее во имя Смоленской Божией Матери. Она, проснувшись и по чувству к сему тайному внушению приписывая его воле Божией, дала обещание построить церковь. Вскоре после этого она выздоровела и по прибытию в Пеньки исполнила свое обещание».

Пермские архитекторы Г. Д. Конторович и А. С. Терехин, проверяя время постройки по разным источникам, пришли к выводу, что возведение церкви около 1500 года — дата не столь сомнительная. А представим, что такое 1500 год. До рождения Ивана Грозного оставалось еще долгих 30 лет. Есть и другая дата — 1617год. Еев 1982 году нашел в Дозорной книге Чердынского уезда 1707 года пермский историк, профессор Г. Н. Чагин.

Пянтежская деревянная церковь привлекает внимание не только своей древностью, но и необычной формой — она больше напоминает крепостную башню, чем храм, особенно если смотреть на нее со стороны Камы. Такое впечатление постройка произвела на первого исследователя этой церкви архитектора И. В. Маковецкого, который писал: «...по своему внешнему облику церковь скорее напоминает сторожевую башню, поставленную на дальних северо-восточных рубежах русской земли». Но не только эмоции приводят к мысли, что пянтежский храм — это бывшая крепостная башня.

Факт первый. Шестигранный сруб характерен для крепостных башен, храмы такой формы встречаются крайне редко. В Пермском крае, например, их всего два: в с. Пянтег и д. Ерши Кунгурского района. Еще одну такой же формы часовню архитекторы обнаружили на севере Западной Сибири, в 50 км от древнего города Мангазеи.

Факт второй. На противоположных стенах церкви есть вертикальные пазы, которые могли служить для соединения с острожными стенами. Для церкви такая архитектурная деталь не нужна.

Факт третий. В верхней части сруба есть дверь и остатки бревен от выносной площадки. «Балконы» в христианских церквах не строили. А вот для башен выносная площадка — это необходимость. С нее защитники башни могли вести так называемый «подошвенный бой», т. е. уничтожать противника, подошедшего вплотную к стенам крепости.

Факт четвертый. На чердаке церкви исследователи нашли древнюю лестницу — бревно высотой 4,65 м. Для чего она была предназначена? Ее примеряли для разных целей. Но по своим размерам она могла использоваться только для подъема с чердака на смотровую площадку. Крыша храма не всегда была такой, какой мы ее видим сейчас. Самый старый рисунок, сделанный еще в первой половине XIX столетия, показывает, что у церкви была шатровая крыша, завершающаяся куполом. Изучая старый рисунок храма, архитектурные особенности пянтежской церкви, переносную лестницу — бревно, архитектор А. С. Терехин пришел к выводу, что в первоначальном виде крыша завершалась дозорной площадкой.

Он же высказал предположение, что эта башня была перевезена в Пянтег с Анфаловского городка, стоящего на месте Пянтежского городища. Конечно, это только гипотеза, пока не подтверждаемая никакими фактами. Но ей воспользовался пермский писатель А. В. Иванов. В своем романе «Чердынь — княгиня гор», написанном в жанре исторической фантастики, он помещает Анфаловский городок на месте, указанном А. С. Терехиным. Сегодня, в принципе, неважно, откуда в Пянтег была привезена эта башня и привезена ли вообще, может быть, ее и строили здесь. Важно совсем другое: сегодня во всем Пермском крае не сохранилось ничего от крепостных деревянных средневековых сооружений. Пянтежская башня-храм — в наших краях это единственный свидетель давно минувших эпох: Смутного времени, крестьянских войн, петровских реформ и прочее, прочее, прочее.

Кстати, существование двух дат постройки церкви вполне объясняемо. В 1617 году бывшую крепостную башню, привезенную откуда-либо или стоявшую где-то поблизости, могли переделать (перестроить) под храм, добавив к ней алтарную часть. Но возводили ее не на новом месте, здесь до нее уже стояла церковь, возможно, и построенная около 1500 года. Древность ее появления подтверждает такой факт. Предание, записанное в селе, гласило: «Когда-то давно ученики Стефана Пермского приплыли в Пянтег из Бондюга на камне, на котором по Каме раньше плавал сам Стефан. Они вышли на берег, камень вкатили на самое высокое место и с него проповедовали христово учение. После их смерти жители села построили вокруг камня церковь. В первые годы советской власти камень этот сбросили с берега в Каму, но он не утонул, долго еще плыл по воде, пока его видели люди». И что интересно — в описании церкви 1850 года значится: «...под престолом находится одна галя (камень)...». Кстати, в древних традициях был такой символ — «Центр Мира». Как правило, под ним понимали не центр всего Мира, а центр какой-то определенной области, но в понятии не географическом, а духовном (хотя оба эти значения могли и совпадать). Символом центра могла быть гора или просто камень. В раннехристианской традиции именно камень являлся престолом, «божественным обиталищем», центром храма. Со временем эта традиция была утрачена. Камень под престолом, как мы видим, — это очень древняя традиция, и, конечно, она не могла появиться в XVII веке. Скорее всего, «галю», уже не помня особого значения камня, сохранили от прежнего храма.

Выше мы оставили без ответа вопрос: почему в таком маленьком селе вдруг появляется церковь? Вероятнее всего, Пянтег в древности был крупным, известным культовым языческим центром, причем единым для большой округи. Вспомним находки фигурки Перуна, боевого украшенного топора. (Топор — один из символов Перуна.) Исследователи И. Я. Кривощеков, И. В. Маковецкий, А. С. Терехин считали, что деревянная церковь была построена в «роще священных кедров, на месте языческого мольбища». Православным миссионерам нужно было как можно эффективнее пропагандировать свое учение, поэтому они постарались занять место древнего святилища и для усиления своей значимости даже вкатили сюда камень святого Стефана Пермского. Но язычество не уходило из этих мест очень долго. Уже упоминаемый нами летописец Строгановых Ф.А.Волегов в 1850 году писал, что «от деревянной церкви, ниже по течению реки, рядом с кладбищем, стоит древняя сосновая роща, которую хранят местные жители и обожают точно так, как деревянную церковь. Чтят до того, что лет 20 тому назад или еще менее, она служила местом приношения языческому Перуну и другим ему подобным болванам суеверными жителями».

Сейчас нет уже сосновой рощи, нет и кедровой рощи (последний высохший кедр упал в 2009 году). Но места остались. Здесь, на высоком берегу Камы, тысячу лет назад в священной кедровой роще собирались сотни людей со всей округи, чтоб вознести хвалу своим богам, почувствовать свое единение с природой, космосом. Пятьсот лет назад, а может быть, и более, первые православные миссионеры установили в священной роще первую христианскую святыню — камень святого Стефана Пермского. Ничего этого уже нет. Но стоит деревянный храм-башня, свидетель событий давно минувших столетий.

Назад| Оглавление| Вперёд