Важные сведения по истории Древней Руси содержатся в источниках, созданных в государстве малоазийских Сельджукидов. Сельджуки — это объединение племен тюрок-огузов, получивших свое название по имени его полулегендарного предводителя Сельджука ибн Тугака, жившего в середине X в. В VIII-X вв. основная масса огузов кочевала на пространстве между восточным побережьем Каспийского моря и низовьями Сырдарьи. С начала XI в. племена огузов, или сельджуков стали просачиваться на юг и постепенно расселились на территории современной Туркмении. После того как в 1040 г. при Денданакане они наголову разгромили армию Мас'уда Газневи (1030—1041 гг.), сельджуки хлынули на запад. Захватив к 70-м годам XI в. Иран, Ирак и страны Закавказья, они стали угрожать Византии. В 1071 г. при Манцикерте сельджуки нанесли сокрушительное поражение большой армии византийского императора Романа IV Диогена (1067—1071 гг.), в состав которой входили также армянские, грузинские и русские отряды. За короткое время сельджуки овладели Никеей, которая стала первым политическим центром сельджукского государства в Малой Азии — Румского султаната. С 1116 г. столица султаната была перенесена в город Конью, в связи с чем Румский султанат называют также Конийским. В начале XIII в. сельджукам удалось захватить важный черноморский порт — Синоп, через который осуществлялась торговля с городами Крыма. Поражение от монголов в 1243 г. при Кёсё Даге поставило Румский султанат под контроль монгольских ханов.
      История Румского султаната отражена в хронике Ибн Биби (XIII в.). Подлинное имя автора хроники было Насир ад-дин Йахйа ибн Мухаммад, однако оно было вытеснено прозвищем по матери, и в литературе он известен как Ибн Биби (или Ибн ал-Виби). Ибн Биби, занимавший высокое положение в социальной иерархии — он был эмиром, — написал свою хронику по заказу монгольского государственного деятеля и историка Ала ад-дина Ата-Малика Джувейни (1226-1283 гг.). Хроника Ибн Биби была составлена в 1282-1285 гг. на персидском языке, игравшем наибольшую роль в культурной жизни турок Малой Азии, и охватывала период с 80-х годов XII в. по 80-е годы XIII в. В XV в., уже в османскую эпоху, хроника Ибн Биби была переработана и переведена на турецкий язык придворным панегиристом Языджи-огду Али, составлявшим по заказу султана историю малоазиатских Сельджукидов «Сельджук-наме».
      В хронике Ибн Биби сохранился неизвестный по иным источникам рассказ о захвате сельджуками в начале XIII в. крымского торгового города Судака и ответных действиях, предпринятых половцами и русскими. Набег произошел во время правления султана Ала ад-дина Кейкобада (1219—1236 гг.). Возмущенный жалобами купцов, подвергавшихся нападениям и грабежам на таможенных заставах в Северном Причерноморье, султан отправил своего полководца Хусам ад-дина Чупана на Судак — крупный торговый центр Крыма. Перед лицом такой угрозы жители Судака запросили помощи у половецкого хана, а тот в свою очередь обратился за подмогой к русскому князю. Объединенное половецко-русское войско, насчитывавшее, по словам Ибн Биби, 10 тысяч всадников, потерпело поражение в бою с сельджуками, но, в конце концов, русскому князю удалось уладить дело миром, откупившись богатыми дарами (Якубовский. 1927. С. 54—58).
      Набег сельджуков на Судак датируется по косвенным данным 1221-1222 гг. Судак, как и некоторые другие пункты крымского побережья, еще с XII в. принадлежал половцам, собиравшим дань с торговых оборотов города. Судак играл видную роль в транзитной торговле между странами Восточной Европы, Малой Азии и Ближнего Востока. Захват сельджуками в 1214 г. Синопа — стратегически важного порта на юге Причерноморья — позволил им контролировать торговые пути, соединявшие Русь и Половецкую степь с богатыми ближневосточными городами. Поэтому посылка войск в Крым, не имевшая в общем большого политического значения, была связана со стремлением сельджуков обеспечить нормальное функционирование международной торговой трассы, приносившей им ощутимые выгоды. Рассказ Ибн Биби хорошо раскрывает экономическую подоплеку событий в Судаке в начале XIII в. и позволяет рассматривать русских и половцев как главных политических гарантов безопасной торговли в Восточной Европе в этот период.
      Самым крупным арабским историком домонгольского времени был Ибн ал-Асир (1160-1234 гг.). Он происходил из ученой семьи, что помогло ему приобрести широкие связи в культурных кругах халифата. Известно, например, что он близко знал составителя знаменитого географического словаря Йакута, который завещал ему свою библиотеку. Ибн ал-Асир был автором нескольких произведений исторического жанра, но прославился благодаря своему сочинению «Совершенная книга по истории» («Китаб ал-камил фи-т-та'рих»). В нем излагаются события всеобщей истории с 622 по 1232 г.
      Ибн ал-Асир подробно описывает поход в Восточную Европу монгольских полководцев Джебе и Субудая в 1222—1223 гг. Кроме того, он сообщает много интересных деталей о населении городов Северного Причерноморья и о торговых связях Руси и Половецкой степи с Малой Азией и Ближним Востоком в начале XIII в. В частности, он упоминает о бегстве многих русских купцов в мусульманские страны после битвы на Калке в 1223 г. (Ибн ал-Асир. Т. XII. С. 160, 253-254; Сборник. Т. I. С. 26-28).



   назад       далее